Промывка системы охлаждения: алгоритм действий

Промывка системы охлаждения: алгоритм действий

Зачем нужна? Промывка системы охлаждения двигателя удаляет образующиеся со временем загрязнения разного типа. Это увеличивает сроки эффективной эксплуатации данного узла автомобиля, а в некоторых особо запущенных случаях предотвращает выход его из строя.

На что обратить внимание? Промыть систему охлаждения двигателя можно с помощью различных средств, начиная от раствора лимонной кислоты и заканчивая специально предназначенными для этого жидкостями. От выбора того или иного варианта во многом зависит конечный результат процедуры.

Устройство системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя — это комплекс механизмов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры силового агрегата за счет отвода избыточного тепла в атмосферу.

В настоящее время, независимо от марки автомобиля, производителя и типа двигателя, все системы охлаждения устроены практически идентично и обеспечивают поддержание температурного режима с помощью специальной охлаждающей жидкости.

Она под давлением специального насоса протекает по рубашке охлаждения (полость, огибающая части двигателя, которым требуется понизить температуру), расположенной в блоке цилиндров и головке блока цилиндров двигателя. Каналы рубашки герметичны, а с помощью прокладки достигается надежное уплотнение стыка блока и головки блока цилиндров. Горячая охлаждающая жидкость поступает в радиатор, где происходит ее охлаждение естественным (или нагнетаемым с помощью электровентилятора) потоком воздуха, а после этого, став на несколько градусов холоднее, она вновь направляется в рубашку двигателя для повторения цикла.

В классической системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания имеются большой и малый круги циркуляции. При запуске мотора на холодную охлаждающая жидкость идет по малому кругу (радиатор салонной печки, блок и головка блока цилиндров) в целях быстрого прогрева автомобиля до рабочей температуры.

В момент достижения антифризом необходимой величины нагрева (как правило, 80-90 °С) происходит открытие специального клапана – термостата, и охлаждающая жидкость направляется циркулировать по большому кругу охлаждения через радиатор. В случае если естественный поток воздуха не справляется с понижением температуры, для повышения эффективности большого круга циркуляции начинает свою работу электрический вентилятор.

При заведенном моторе передвижение охлаждающей жидкости идет непрерывно.

От исправности и качественного функционирования системы охлаждения зависит вся работа двигателя, ведь его перегрев может привести к серьезным проблемам, вплоть до необходимости капитального ремонта.

Чтобы не допустить этого, применяйте профилактические меры, лучшая из которых – регулярная промывка системы охлаждения.

Необходимость регулярной промывки системы охлаждения

Конструкционная особенность двигателей внутреннего сгорания заключается в том, что примерно треть производимой энергии используется далеко не продуктивно, а просто повышает температуру мотора. Если не сделать что-либо для нивелирования этого эффекта, двигатель просто-напросто сломается вследствие перегрева.

Промывка системы охлаждения: алгоритм действий

В процессе своего функционирования современные моторы выделяют огромное количество тепловой энергии. Чтобы противостоять этому и отвести избыточное тепло в окружающую среду, используются специальные жидкости – антифризы. Их особенность – в расширенном рабочем диапазоне температур, они кипят не при 100 °С, как вода, а при 120 °С и больше, а также не замерзают при морозе. Кроме того, они не оказывают негативного эффекта на металлические, резиновые и пластмассовые детали и поверхности, с которыми контактируют в автомобиле.

Антифризы — сложные химически вещества, но даже они не идеальны и не вечны, им также требуется своевременная и регулярная замена. Загрязнение жидкости приводит к отложениям на стенках шлангов и каналов радиаторов, все это негативно сказывается на качестве охлаждения двигателя.

Не забывайте, что при недостаточном уровне охлаждающей жидкости в системе ни в коем случае нельзя восполнять его обычной, недистиллированной, водой, это приведет к отложениям солей и закупорке радиатора.

Обобщенно, загрязнения системы охлаждения автомобиля можно разделить на два вида:

  • органические (продукты разложения антифриза). Об этом свидетельствует цвет антифриза, он становится потемневшим и мутным, а также отложения желеобразного типа;
  • неорганические (ржавчина, окислы металлов и накипь). Тут вам поможет не ошибиться белесовато-бурый налет, покрывающий элементы системы охлаждения.

Независимо от вида любое загрязнение значительно понижает качество системы охлаждения машины вплоть до полного «закипания» мотора. Результатом могут стать самые разнообразные неисправности двигателя. И если с повышением температуры в целом система, может, и справится, но проблемы от локальных перегревов неотвратимы (рассыхающиеся маслосъемные колпачки, зарастание поршней и их колец нагаром и т. д.).

Вы должны понимать, что полностью избежать проблемы загрязнения системы охлаждения не получится даже при использовании качественного антифриза и его регулярной замене. На помощь в качестве профилактической меры может прийти промывка системы охлаждения, это гораздо выгоднее ремонта двигателя как в финансовом, так и во временном плане.

Поводы для промывки системы охлаждения

В идеале промывку системы охлаждения двигателя нужно делать при каждой замене охлаждающей жидкости (информацию о регулярности этой процедуры для вашего автомобиля вы найдете в инструкции по эксплуатации). Как правило, это около 5 лет (большое влияние на срок оказывает и первоначально залитая жидкость, используемая заводом-изготовителем).

Но могут встречаться и внештатные ситуации, когда этот срок необходимо сократить. В качестве примера можно рассмотреть покупку автомобиля с пробегом. Независимо от того, что вам рассказывает продавец, лучше принять меры предосторожности и заменить все рабочие жидкости.

03.jpg

Помимо этого, причинами для внеплановой промывки системы охлаждения могут быть:

  • постоянная работа вентилятора радиатора;
  • непрерывная работа двигателя при повышенной температуре (указатель температуры антифриза на приборной панель все время выше нормы);
  • недостаточная эффективность салонного отопителя (в простонародье «печки»);
  • состояние самой охлаждающей жидкости (она потемнела, в ней заметны хлопья, грязь, другие посторонние частицы или масляные пятна).

Алгоритм промывки системы охлаждения собственными руками

В случае если загрязнения незначительны, достаточно добавить в систему охлаждения нейтральную промывочную жидкость за некоторое время до запланированной замены антифриза.

04.jpg

В ситуации же, когда система охлаждения значительно загрязнена и требует очистки, можно обратиться в сервисный центр или выполнить работу своими руками: в процессе нет ничего сложного, и, если у вас есть достаточное количество свободного времени, вы справитесь. При плохих погодных условиях лучше выполнять данную работу в теплом боксе или гараже, в хороших условиях можно на улице. Порядок действий следующий:

  • Установите вашу машину на ровной поверхности.
  • Во избежание получения ожогов подождите, пока охлаждающая жидкость остынет до приемлемой температуры.
  • Открутите пробку сливного отверстия снизу радиатора (либо снимите патрубок, находящийся в самой нижней точке), чтобы слить антифриз из системы.
  • Верните пробку (или патрубок) на место для восстановления герметичности контура.
  • Залейте в систему жидкость для промывки системы охлаждения.
  • Заведите автомобиль, подождите, пока он работает вхолостую некоторое количество времени согласно инструкции промывки (обычно это 10-30 минут).
  • Заглушите двигатель, дайте жидкости остыть, не торопитесь, чтобы не получить травм.
  • Слейте жидкость из радиатора по той же схеме, что и в прошлый раз.
  • Повторно выполните действия, описанные в п. 4-8, используя для промывки чистую воду (лучше всего дистиллированную).
  • Залейте в систему новую охлаждающую жидкость.
  • Запустите мотор, включите салонную печку, наблюдайте за уровнем жидкости в расширительном бачке, пока автомобиль прогревается.
  • Если после очистки системы от завоздушивания уровень упал, долейте жидкость.
  • Проверьте герметичность контуров, если антифриз нигде не протекает, работа завершена!
  • Популярные средства для промывки системы охлаждения

    Результат и успешность процедуры напрямую зависят от выбранного вами промывочного средства. Важно отнестись к этому моменту серьезно, потому что частенько «народные» средства приносят больше вреда, чем пользы.

    Дистиллированная вода

    Одна из самых легкодоступных и при этом безопасных промывочных жидкостей – это дистиллированная вода. Ее можно найти и в специализированных автомобильных магазинах и зачастую просто в хозяйственных. К минусам промывки системы охлаждения дистиллированной водой относят большие временные затраты, вам понадобится как минимум несколько часов и десятки литров самой жидкости. Данным способом можно хорошо отмыть остатки старого антифриза, накипь и фрагменты резины, но против отложений на внутренних поверхностях и ржавчины дистиллированная вода бессильна.

    Раствор лимонной кислоты

    При добавлении лимонной кислоты в дистиллированную воду получается чрезвычайно эффективная моющая жидкость. Подобный раствор с легкостью убирает с поверхностей ржавчину и окислы. Концентрацию вещества можно варьировать от 20 до 100 граммов на 1 литр воды, смотря насколько сильное загрязнение вы планируете победить.

    05.jpg

    Промывка системы охлаждения лимонной кислотой весьма эффективна, но данный способ все же не рекомендуется к применению. Существует вероятность того, что вы превысите необходимую концентрацию раствора или оставите его в радиаторе слишком надолго. Из-за высокой агрессивности средства это может привести к образованию сквозных дыр. Если вы все же решили рискнуть, помните, что после применения этого метода в обязательном порядке нужно промыть систему дистиллированной водой.

    Раствор уксусной кислоты

    Несмотря на высокую эффективность раствора уксусной кислоты в борьбе с окислами и ржавчиной, возможные негативные последствия ставят под сомнения целесообразность его использования. Концентрация составляет 0,5 литра уксуса на 10 литров воды. Двигателю дают поработать с ним минут 30-40. В завершение обязательна промывка системы охлаждения дистиллированной водой.

    Молочная кислота

    Похожий эффект имеет и промывочная жидкость на основе молочной кислоты (или сыворотки), с той лишь разницей, что ее заливают в систему в чистом виде, убрав твердую часть с помощью марли. Приверженцы этого способа уверены, что, проехав около 50 км с подобной жидкостью вместо антифриза, вернут систему охлаждения автомобиля практически в первозданный вид. Следует помнить, что сыворотка теряет свои моющие средства уже через 2-3 часа.

    В настоящее время этот метод практически не применяется, найти большое количество молочной сыворотки почти невозможно, а современные автомобили весьма придирчивы к работе на такой охлаждающей жидкости, слишком велик риск перегрева двигателя.

    Щелочной раствор

    Еще одна «народная» жидкость для промывки системы охлаждения в нашем списке – 10-процентный щелочной раствор (также упоминаемый как каустик, едкий натр, гидроксид натрия, едкая щелочь), эффективно уничтожающий накипь. Проблема в том, что так же эффективно он уничтожает и алюминий, поэтому применять его имеет смысл только для медных радиаторов, которые нереально найти на современных автомобилях.

    Использовать в качестве промывающей жидкости средства, основное назначение которых в борьбе с накипью и жиром, или газированные напитки вроде «Пепси-Колы» и «Кока-Колы» специалисты не советуют, вреда от подобного способа будет гораздо больше, чем пользы.

    Профессиональные средства для промывки системы охлаждения

    Что же в итоге выбрать для лучшей промывки системы охлаждения? Целесообразней всего идти в ногу со временем и использовать профессиональные промывочные жидкости, которые не нанесут урона автомобилю, а с загрязнением справятся намного эффективнее народных средств. Эти очищающие составы в большинстве случаев продаются в виде концентрата, который нужно добавлять в дистиллированную воду. Они могут быть щелочными, кислотными, нейтральными и двухкомпонентными.

    06.jpg

    Принципы действия первого и второго видов были рассмотрены ранее, третий – это по сути просто вода. А вот двухкомпонентная промывка системы охлаждения способна удалить как органические, так и неорганические загрязнения, при этом не нанося вреда внутренним поверхностям деталей, именно она признается самым эффективным методом в настоящее время. Для хорошего результата от вас требуется лишь проводить промывку системы охлаждения по инструкции к данному средству.

    Часто задаваемые вопросы о промывке системы охлаждения

    С какой периодичностью требуется промывать систему охлаждения?

    Промывка системы охлаждения автомобиля – необходимая профилактическая мера, проведение которой требуется регулярно: не реже чем раз в 5-6 лет эксплуатации вашего «железного коня». Это сопоставимо с плановыми сроками замены антифриза, составляющими 250 тыс. км пробега.

    Можно ли промыть систему охлаждения обычной водой?

    Сделать это вы, конечно, можете, но на практике такая промывка может дать обратный эффект. В отличие от дистиллированной, обычная вода не проходит очистку от органических веществ, минеральных солей и других примесей. Все они могут осесть на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения. Лучше использовать специально предназначенные для промывки системы охлаждения средства, в итоге это поможет вам сэкономить, ведь, как известно, скупой платит дважды.

    Можно ли очистить радиатор печки с помощью промывки системы охлаждения?

    Не следует думать, что промывка избавит вас от всех бед, шанс есть, но все зависит от текущего состояния радиатора. Если загрязнение слишком сильное, даже специализированные промывочные средства могут не справиться. Может быть и обратная ситуация, когда на старом автомобиле удается удалить даже самые серьезные отложения, но оказывается, что они закрывали дырки в трубках радиатора, в итоге открывается течь. В любом случае, прежде чем покупать новый радиатор на замену, большинство автолюбителей предпочитают сначала попробовать устранить неполадки с помощью промывки.

    В какую цену обойдется промывка системы охлаждения?

    Стоимость самого профессионального промывочного средства обойдется вам не более чем в тысячу рублей. За проведение процедуры в автосервисе придется заплатить от полутора до нескольких тысяч рублей в зависимости от расположения сервиса и уровня цен в конкретном регионе.

    Основные проблемы системы охлаждения двигателя находятся на четвертом месте в списке самых распространенных неисправностей автомобиля. К ним относится неработающая печка, перегрев двигателя, поломка помпы и т. д. Для того чтобы избежать подобных неприятностей и максимально продлить срок службы вашего автомобиля, достаточно следить за чистотой системы охлаждения и вовремя проводить профилактику в виде ее промывки.

Источник: rad-star.ru

i-TC.ru
Left Menu Icon