Свободный ход педали тормоза: зачем нужен, как отрегулировать

Свободный ход педали тормоза: зачем нужен, как отрегулировать

О чем речь? Свободный ход педали тормоза – параметр, заложенный инженерами-конструкторами при разработке автомобиля. Необходим, чтобы предотвратить случайное торможение, если нога слегка коснулась педали, а сам процесс торможения сделать плавнее и более предсказуемым.

Как отрегулировать? В зависимости от модели автомобиля зазор в норме должен составлять от 3 до 14 мм. Со временем расстояние увеличивается или уменьшается. Регулировку можно выполнить самостоятельно – процесс несложный.

Мало кто слышал, что такое свободный ход педали тормоза. Владельцы автомобилей узнают об этом термине только тогда, когда колеса их транспортных средств начинают произвольно притормаживать. Детальнее изучить данную проблему, понять ее причины и пути решения можно на примере автомобиля ВАЗ 2114. Рассмотрим, в чем суть явления свободного хода педали, на что оно влияет и какие есть способы самостоятельной диагностики этого параметра.

В автомобиле ВАЗ 2114 свободным ходом педали называют расстояние между верхней точкой педали до точки в тот момент, когда активируются тормоза. При нахождении педали в верхнем положении ограничивается переключатель стоп-сигналов. На рассматриваемой в примере марке транспортного средства величина свободного хода педали тормоза находится в промежутке от трех до пяти миллиметров.

Для осуществления проверки свободного хода педали тормоза в первую очередь следует заглушить двигатель транспортного средства. Далее, используя рулетку, нужно узнать расстояние между верхней точкой педали и ковриком.

Затем следует выяснить расстояние между нажатой педалью тормоза и полом. Чтобы это сделать, мы оставляем рулетку на месте после первичного замера, а затем нажимаем на педаль до момента, когда сопротивление станет ощутимым. Сверив первый замер при положении педали в верхней точке со вторым замером в нажатом положении, можно узнать, на сколько миллиметров педаль тормоза опустилась. Полученное после всех манипуляций число как раз и является свободным ходом педали.

Если же результатом измерений стало значение, которое не входит в считающийся нормой диапазон, а именно от двух до пяти миллиметров, то необходимо выполнить настройку.

Регулирование свободного хода педали тормоза начинается с перемещения в задней части переключателя стоп-сигналов. Этот переключатель выполняет функцию упора. Затем следует взять рожковый ключ на девятнадцать миллиметров. Он понадобится для ослабления контргайки. Продолжать процедуру стоит в следующем порядке:

  • Переместить выключатель стоп-сигналов. Чтобы это сделать, необходимо крутить крепежную гайку. Для работы с этой гайкой также понадобится девятнадцатый рожковый ключ. Крутите гайку по направлению часовой стрелки, если необходимо уменьшить ход. Для увеличения хода, соответственно, поворачивайте гайку против часовой стрелки.
  • Зафиксируйте выключатель. Для этого установите его в первичное положение, после чего закрутите контргайку.
  • Теперь можно заняться проверкой ламп и свободного хода педали. Проводить замеры нужно по той же схеме, по которой вы делали это в первый раз. В случае получения параметра, выходящего за рамки нормы, необходимо снова провести регулировку. Также не стоит забывать о проверке функционирования ламп в задних фонарях. Если настройка произведена правильно, то огни будут срабатывать в момент нажатия на педаль. Если лампы не срабатывают при нажатии педали или горят постоянно, то необходимо разобрать систему и осуществить повторную регулировку.
  • Это все этапы, описывающие порядок регулировки свободного хода педали тормоза.

    Причины провала педали тормоза

    При длительной эксплуатации автомобиля педаль тормоза начинает немного проваливаться. В первые месяцы использования транспортного средства тормоза срабатывают от легкого нажатия на педаль, однако после нескольких лет эксплуатации автомобиля появляется свободный ход у педали. Работа ручного тормоза также может претерпевать изменения. Например, для фиксации автомобиля потребуется перевести ручной тормоз в более высокое положение.

    Как в такой ситуации поступают неквалифицированные мастера?

    Они утверждают, что проблема кроется в попадании воздуха в систему, вследствие чего он сжимается и педаль начинает тонуть. Для устранения предполагаемой ими причины, которая привела к большому свободному ходу педали тормоза, мастера настаивают на проведении прокачки тормозов.

    Попадание воздуха в систему возможно только при нарушении герметичности. Чтобы проверить эту гипотезу, нужно посмотреть, подтекают ли суппорты, и определить уровень тормозной жидкости в бачке. При отсутствии проблем с суппортами и нормальном уровне тормозной жидкости вариант с негерметичностью системы отпадает.

    Утверждать с полной уверенностью о наличии воздуха в системе можно только в случае, если когда-то осуществлялась замена тормозных магистралей, суппортов или главного тормозного цилиндра. В такой ситуации прокачка тормозов – необходимая мера.

    Однако с большей вероятностью вы получите результат, когда колеса встанут клином, при этом вернуть все в изначальное положение будет проблематично.

    Как же появляется провал педали?

    Существует ряд причин, по которым появляется провал педали. Зачастую такое явление спровоцировано сразу несколькими обстоятельствами, а не каким-то конкретным. В 90 процентах случаев провал педали связан с особенностями работы задних тормозов, тем более если это тормоза барабанного типа.

    Старение тормозной жидкости, которое происходит со всеми видами гидравлических тормозов

    Тормозная жидкость, равно как и детали автомобиля, подвергаются старению. Однако время эксплуатации не играет здесь ключевую роль. В большей степени влияние имеет качество жидкости и условия ее использования.

    Тормозная жидкость представляет собой несжимаемую гигроскопическую субстанцию. Строго запрещено хранение тормозной жидкости в открытой таре. Из-за того что она способна быстро вбирать в себя влагу из воздуха, держать жидкость следует в плотно закрывающихся емкостях. В противном случае она быстро придет в негодность.

    В течение примерно трех – пяти лет внутри системы накапливается влага, что приводит к повышению сжимаемости жидкости. В момент нажатия на педаль тормоза сначала сжимается вода и только потом усилие доходит до суппортов.

    Кроме провала педали, влага в системе также провоцирует коррозию, следствиями которой являются гниение тормозных магистралей и выход из строя суппортов. Убедиться в наличии или отсутствии влаги в системе можно как самостоятельно, так и на СТО. Существует способ проще – полная замена тормозной жидкости раз в три-четыре года, не учитывая то, какой свободный ход педали тормоза.

    Износ задних тормозных барабанов

    Износ появляется примерно после 5-7 лет нормального использования автомобиля. Если владелец при вождении жжет тормоза, меняя колодки раз в 6 месяцев, то и износ барабанов не заставит себя долго ждать. Обнаружить эту проблему можно, даже не снимая колес. Если при опускании педали примерно до середины и при нажатии на нее слышны скрипы задних колес, то дело в износе барабана.

    Частичная и полная неработоспособность ручного тормоза при том, что он подтянут

    В данной ситуации, помимо замены барабана, потребуется также замена колодок на новые. В большинстве случаев присутствует износ под конус, а также образовываются борозды с внутренней стороны. Аналогичный износ будет и на колодках. Именно поэтому замена только барабанов не повысит в значительной степени эффективность торможения и не поможет уменьшить свободный ход педали тормоза.

    Алгоритм регулировки зазора между колодками и тормозным барабаном

    3.jpg

    Последовательность выполнения работ выглядит так:

    • Необходимо зажать педаль тормоза с усилием 98–117 (10–12 кгс) для того, чтобы хорошо прижать барабаны к колодкам.
    • Затем следует зафиксировать педаль в зажатом положении. Теперь вращаем эксцентрики до тех пор, пока они не коснутся колодок.
    • Отпустите педаль, после чего поверните эксцентрики в обратную сторону приблизительно на десять градусов.
    • Во момент вращения вывешенных колес следует несколько раз резко выжать педаль тормоза. Колодки не должны соприкасаться с барабаном, если педаль отпущена.
    • Теперь следует проверить эффективность срабатывания тормозной системы. Чтобы это сделать, наберите небольшую скорость и затормозите. Проведите эту процедуру несколько раз, отмечая длину полного и свободного хода педали.
    • Начните движение, чтобы проехать несколько километров без нажатия на тормоз. Теперь остановитесь и проверьте температуру барабанов. Если они слишком сильно нагрелись, то необходимо заново произвести регулировку.
    • Если у вас не получается отрегулировать зазор между барабаном и колодками, попробуйте поменять колодки и повторить процедуру снова.

    Проверка вакуумного усилителя тормозов

    При наличии большого промежутка между усилителем и педалью тормоза на главный цилиндр не передается нужное усилие. Обнаружить эту проблему гораздо проще, чем любую другу. В первую очередь такая неисправность не появляется при отсутствии вмешательств в тормозную систему. Еще одной особенностью ситуации является то, что жидкость не уходит при проваливании педали. Третий нюанс состоит в наличии небольшой задержки в работе тормозов, они откликаются чуть позже, чем должны.

    Как убрать свободный ход педали тормоза в такой ситуации? Порядок действий зависит от особенностей конструкции транспортного средства. Бывают случаи, когда педаль тонет по причине износа деталей, а не наличия зазора. Устранить проблему в данной ситуации поможет простая замена деталей.

    При увеличении силы нажатия на педаль тормоза нужно произвести проверку эффективности работы вакуумного усилителя.

    • Заглушите двигатель и нажмите несколько раз на педаль тормоза до упора. Продолжайте удерживать педаль и запустите двигатель. Из-за разницы давления внутри полостей усилителя должно произойти перемещение педали вперед.
    • Если педаль не перемещается, убедитесь, что места соединений шланга вакуумного усилителя герметичны и не повреждены. Также стоит проверить обратный клапан и впускную трубу. Устраните подсос воздуха, если он был обнаружен. Если проблема осталась после всех манипуляций, то это говорит о неисправности усилителя. В таком случае поможет только его замена.
    • Проверка герметичности вакуумного усилителя начинается с запуска двигателя с открытым капотом. Заглушите двигатель примерно через минуту, а потом еще через полминуты надавите пару раз на тормозную педаль. В результате вы должны услышать шипящие звуки, которые создает воздух при вхождении в усилитель.
    • Осмотрите обратный клапан усилителя, предварительно отсоединив вакуумный шланг.
    • Достаньте клапан из уплотнителя фланца усилителя. Далее аккуратно наденьте на штуцер клапана резиновую грушу и сожмите ее. При исправно работающем клапане груша не изменит свою форму. Если она поддается давлению и сминается, это признак поломки и сигнал к замене клапана.
    • Поставьте все детали на свои места.

    При выявлении проблем с усилителем следует заменить его на новый. Это самый простой способ приблизиться к допустимому свободному ходу педали тормоза. Ремонтные работы в данной ситуации требуют как больших временных затрат и специального оборудования, так и должного уровня квалификации.

    Советы по проверке и обслуживанию тормозной системы

    4.jpg

    Чтобы снизить до минимума риск появления проблем с тормозной системой, особенно во время поездки, следует осматривать все трубки на наличие повреждений и износа. Отдельное внимание нужно уделить следующим деталям:

    • металлические трубопроводы;
    • тормозные шланги;
    • осмотр трубок после сильного нажатия на тормоз. При появлении вздутий замените шланги;
    • соединения и крепежи, при необходимости подтяните и докрутите их;
    • наличие утечки тормозной жидкости из штуцера. В такой ситуации следует закрутить гайки до упора.

    В случае износа или неисправной работы запчастей автомобиля сразу меняйте их на новые. Если транспортное средство эксплуатируется более пяти лет или имеет пробег больше 100 000 километров, необходимо провести замену шлангов даже при отсутствии видимых дефектов.

    Каждые пять лет меняйте тормозную жидкость в распределительном бачке.

    Применение этих советов поможет вам как можно позже начать беспокоиться о том, как отрегулировать свободный ход педали тормоза.

    Часто задаваемые вопросы о свободном ходе педали тормоза

    Как нельзя регулировать педаль тормоза?

    Между главным тормозным цилиндром и вакуумным усилителем расположена вставка с регулируемым болтом. Этот болт устанавливают во время производства в идеальное положение с точностью до микрометров. Люди, которые не понимают, как регулируют свободный ход педали тормоза, советуют в Интернете заняться регулировкой болта самостоятельно.

    Запомните, делать этого ни в коем случае нельзя! После самостоятельного вмешательства вернуть деталь на прежнее место будет очень трудно.

    Какое усилие должно быть на педали тормоза?

    Для блокировки заторможенных колес необходимо усилие от 24 до 26 кгс/см. Полный ход педали при исправной системе находится в интервале от 90 до 110 миллиметров.

    При каких неисправностях возникает увеличенный ход тормозной педали?

    Увеличенный ход педали является признаком слишком больших зазоров в механизме или нарушении герметичности гидропривода. При уменьшении рабочего хода после нескольких нажатий на педаль можно констатировать наличие воздуха в системе.

    Свободный ход педали тормоза: зачем нужен, как отрегулировать

    Наличие вибраций педали при нажатии на тормоз свидетельствует о проблеме с тормозными дисками.

    Правильная настройка системы помогает избежать самопроизвольного торможения колес.

    Свободный ход педали тормоза представляет собой значимую характеристику для большинства транспортных средств. Теперь вы знаете, как проверить свободный ход педали тормоза, и при необходимости сможете провести регулировку самостоятельно.

    Источник: rad-star.ru

    i-TC.ru
    Left Menu Icon