Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
Устранение неисправности системы TPMS и сброс ошибок

Устранение неисправности системы TPMS и сброс ошибок

Система контроля давления в шинах помогает повысить безопасность на дороге. Она предупреждает водителя о спущенных колесах, которые ухудшают управляемость автомобиля. Контрольная лампа загорается при падении уровня воздуха ниже нормы, значительной разнице показаний между колесами, неисправности компонентов. Советуем своевременно реагировать на сигналы.

Иногда датчики выдают ошибочные предупреждения из‐за внешних факторов. Тогда надо сделать сброс настроек TPMS. Для этого используют кнопку перезагрузки, отключение клеммы аккумулятора, спуск и накачку колес, калибровку на ровном участке дороги.

Порой ошибки возникают из‐за реальных неисправностей: отказ датчиков, нарушение приема сигналов, неправильная работа блока управления, обрыв проводки или перегорание лампочки индикатора. Система состоит из датчиков давления в каждом колесе, блока управления, приемника сигналов. Бывают прямые и непрямые TPMS, последние дешевле, но менее точны.

Для максимальной эффективности TPMS требует правильной настройки. Необходимо убедиться, что давление в норме, активировать калибровку датчиков, проверить отсутствие ошибок. Если сброс не помогает, причина может быть в выходе из строя датчиков, блока управления или антенны.

Когда включается сигнал на панели

Контрольная лампа срабатывает в следующих ситуациях:

  1. Падение уровня воздуха в одной или нескольких шинах ниже установленного минимального уровня. Система фиксирует отклонение от нормы, подает водителю предупреждающий сигнал.
  2. Значительная разница значений между колесами одной оси. Если в правых колесах давление соответствует норме, а в левых существенно ниже. Такая асимметрия ухудшает управляемость, устойчивость машины.
  3. Выявление неисправности в работе отдельных компонентов: датчиков, приемника сигналов, блока управления. Система оповещает о технических проблемах.
  4. Была замена или перестановка колес, после требуется заново инициализировать датчики. Без перепрограммирования система не сможет корректно отслеживать уровень воздуха.
  5. Установлены цепи противоскольжения на колеса. Цепи меняют давление в шинах, поэтому TPMS может подать предупреждение.

При включении зажигания значок низкого давления в шинах загорается на несколько секунд для проверки исправности, а затем гаснет. Если лампа продолжает гореть, это свидетельствует о неполадках. Своевременное реагирование на сигналы TPMS позволяет повысить безопасность движения, продлить срок службы шин. Если проблема не связана с неисправностями, ошибку можно просто сбросить.

Методы сброса ошибок

Иногда датчики выдают предупреждения. Появляется ошибка давления в шинах из‐за внешних факторов. Это сильный мороз, проезд под высоковольтной электрической линией, помехи от мощных радиосигналов.

В таких случаях советуем вручную проверить давление в каждом колесе с помощью манометра и убедиться, что оно в норме. Если показания соответствуют рекомендованным значениям производителя, а TPMS продолжает сигнализировать о неполадках, значит ее работа нарушена посторонними помехами.

Проверка шины манометром
Проверка давления манометром

Чтобы устранить сбой в работе датчиков, нужно выполнить сброс ошибки. Для этого на большинстве автомобилей предусмотрена специальная процедура перенастройки системы через бортовой компьютер. Это позволит «перезагрузить» датчики, восстановить корректную работу TPMS.

Рекомендуем делать сброс, если точно убедились, что фактическое давление в норме. Так получится избежать опасных ситуаций из‐за неверных данных от системы контроля. Рассмотрим основные методы.

Нажать на кнопку перезагрузки

Во многих автомобилях с TPMS есть кнопка сброса настроек и перезагрузки. Она позволяет достаточно просто устранить ошибки в работе датчиков давления.

Физические кнопки перезагрузки обычно расположены под рулем или слева от него. На них есть надпись «Set» или «Reset». Нажатие кнопки на несколько секунд выключает систему, после она запускается вновь с первоначальными заводскими настройками. Во время рестарта значок на панели приборов мигает 3 раза.

Кнопка сброса ошибки датчика давления
Кнопка сброса ошибки на Honda 2014 CRV

Виртуальные кнопки реализованы через меню бортового компьютера на дисплее панели приборов. С их помощью тоже выключают и заново инициализируют TPMS. После сброса система проводит автоматическую калибровку по новым параметрам.

Перезагрузка через кнопку помогает, если датчики начали выдавать ошибочные данные из‐за помех. После сброса все работает корректно. Это простой способ рестарта системы контроля.

Снять минусовую клемму с АКБ

Отключение минусовой клеммы аккумулятора — еще один способ сброса настроек, устранения неполадок системы контроля давления в шинах. При снятии клеммы питание всех электронных блоков, датчиков TPMS пропадает. Это приводит к полной перезагрузке.

Снятие клеммы «минус» с батареи
Снятие минусовой клеммы с АКБ

Чтобы «стравить» остаточный заряд в бортсети после отключения клеммы, рекомендуем включить на несколько секунд фары или звуковой сигнал. После подсоединения минусовой клеммы обратно необходимо перевести ключ зажигания в положение 1, чтобы запустить тестирование, инициализацию системы. Блок управления распознает датчики заново, настроит параметры.

Процедура полной разрядки и перезапуска электроники часто помогает устранить сбои в работе датчиков давления. После сброса ошибка TPMS исчезает, все работает корректно. Это надежный, хоть и не самый удобный способ перезагрузки.

Спустить и накачать колеса

Сброс ошибки можно выполнить без использования кнопок или отключения АКБ. Для этого подойдет обычный насос для накачивания шин. Суть метода заключается в том, чтобы имитировать значительную потерю давления в шине, а затем вернуть нормальное значение.

Накачка шины после спуска
Подкачка колеса

Для этого нужно выбрать одно колесо — переднее правое. С помощью насоса надо максимально спустить его. Система TPMS зафиксирует резкое отклонение от нормы. Затем эту шину необходимо накачать обратно до рекомендованного производителем уровня. Останется повторить процедуру со следующим колесом по часовой стрелке.

Имитация потери давления и обратной накачки заставит датчики заново откалибровать показания. После этого контрольная лампа погаснет, а система перестанет выдавать ошибочные предупреждения. Это доступный способ сброса настроек с помощью штатного насоса для шин. Он подходит в случае ложных срабатываний датчиков.

Проехать с постоянной скоростью

Еще один способ сброса показаний и устранения неполадок TPMS — движение на постоянной скорости в течение определенного времени. Суть метода в том, чтобы принудительно откалибровать датчики скорости вращения колес, на показаниях которых основана работа непрямой системы контроля давления.

Включение круиз-контроля
Включение круиз‐контроля для поддержания постоянной скорости

Для перезагрузки советуем разогнать машину до 90 км/ч и двигаться на этой скорости не менее 15–20 километров по прямой ровной дороге. За это время датчики успевают замерить частоту вращения каждого колеса при одинаковом стабильном движении. Их показания синхронизируются.

После процедуры система сбрасывает ошибки, начинает работать штатно, правильно отслеживая давление по косвенным параметрам. Это простой способ, не требующий спецоборудования. Он подходит для непрямых (indirect) TPMS, использующих данные датчиков частоты вращения колес. После калибровки показания станут корректными.

Подключить программатор

Сброс ошибок и перепрограммирование системы можно выполнить с помощью программаторов, подключенных к диагностическому разъему автомобиля. Удобный беспроводной способ.

ELM-327
Сканер ELM–327

Для этого потребуется OBD–2 сканер. Простой пример — популярный ELM–327 плюс программное обеспечение наподобие приложения Deelife TPMS для Android. Сканер подключается к диагностическому разъему автомобиля, устанавливает связь с электронными системами. Затем на компьютер или смартфон устанавливается специализированное ПО, предназначенное для настройки.

Через программное обеспечение получают доступ к информации о давлении в шинах, идентификаторам датчиков, настройкам системы. Можно сбросить ошибки, перепрограммировать датчики, отрегулировать параметры.

Беспроводной метод с использованием OBD–2 сканера и специального ПО позволяет дистанционно настраивать систему контроля. Это гораздо удобнее, чем демонтировать колеса или отключать аккумулятор.

Типичные неисправности системы

TPMS может выходить из строя по разным причинам. Тогда горит датчик низкого давления в автомобильных шинах. Рассмотрим основные неисправности, способы их устранения:

  1. Не работает датчик в колесе. Это вызвано отказом самого сенсора, нарушением контакта или разрядкой батарейки. Необходимо проверить целостность датчика, при необходимости заменить неисправный элемент.
  2. Нарушение приема сигнала от датчиков. Причина — дефект антенного модуля или его неправильная установка. Требуется проверка антенны и ее замена в случае выхода из строя.
  3. Неисправность блока управления. Он может не принимать данные от датчиков, выдавать ошибочные сигналы. Необходима диагностика блока управления с последующим ремонтом или заменой.
  4. Разряд или отказ аккумулятора. Из‐за недостаточного питания нарушается работа всей TPMS. Требуется зарядка или замена АКБ.
  5. Обрыв проводки или короткое замыкание. Восстановление поврежденных участков проводки решает проблему.
  6. Неисправность индикатора на приборной панели. Он загорелся или мигает. Требуется замена лампы или всего блока индикации.

Для устранения любой из этих неисправностей рекомендуем обращаться в специализированный автосервис. Специалисты быстро диагностируют TPMS и устранят возникшую проблему. Можно провести диагностику и ремонт самостоятельно, если хватает знаний, опыта, навыков.

Функции датчиков давления шин

Датчик давления в шинах автомобиля — это элемент системы безопасности и комфортного вождения. TPMS (Tire Pressure Monitoring System) отслеживает уровень воздуха в каждой шине в режиме реального времени.

TPMS появилась в конце 1990‐х годов. Раньше водители проверяли колеса вручную с помощью манометра. Но часто люди забывали это делать регулярно. А спущенные шины негативно влияют на управление автомобилем. Увеличивается тормозной путь, снижается устойчивость в поворотах и при разгоне.

Монитор TPMS
Монитор системы контроля давления

Система решает эту проблему. Датчики, установленные в каждом колесе, отправляют показания о давлении на бортовой компьютер. При отклонении от нормы водитель получает предупреждающий сигнал на панели приборов. Это позволяет своевременно выявить спущенную шину, предотвратить опасную ситуацию на дороге.

TPMS увеличивает срок службы резины. При нормальной накачке шины равномерно изнашиваются, служат дольше. Автопроизводители оценили эти преимущества, поэтому в 2000‐е годы начали массово оснащать новые модели системой контроля. Сегодня TPMS — это стандартное оборудование для повышения безопасности вождения.

Принцип действия TPMS

Система TPMS состоит из нескольких компонентов, которые работают совместно, чтобы контролировать давление в шинах автомобиля. В каждом колесе установлен датчик. Он замеряет уровень воздуха в шине, передает эти данные по радиосигналу на центральный блок управления.

Блок управления обрабатывает сигналы от всех датчиков, сравнивает показания с заданными параметрами давления для конкретной модели машины. При выявлении отклонений от нормы, блок посылает предупреждение на приборную панель.

Загорается контрольная лампа, а на дисплее отображается сообщение о проблеме с давлением и указывается колесо, в котором обнаружена неисправность. Система TPMS информирует водителя о возможных опасных ситуациях в режиме реального времени.

Связь датчика и экрана индикатора давления
Датчик посылает сигнал на индикатор

Благодаря получению информации водитель может своевременно остановиться для проверки, накачки воздуха в проблемное колесо. Это помогает избежать разрыва шины при движении, резкой потери управления из‐за спущенного колеса, появления грыжи. TPMS повышает безопасность вождения.
<h2″>Виды систем анализа давления

Есть непрямые (indirect) и прямые (direct) системы мониторинга. Первые дешевле, но менее точные. Вторые дают максимальную точность, но дорогие и прихотливые.

Датчики TPMS в бюджетных авто используют непрямой метод измерения давления, основанный на зависимости между содержанием воздуха в шине и скоростью вращения колеса. Принцип действия такой:

  • датчик измеряет частоту вращения колеса с помощью встроенного акселерометра;
  • чем выше давление в шине, тем больше ее диаметр и тем быстрее вращается колесо при неизменной скорости автомобиля;
  • система сравнивает текущие обороты колес с эталонными значениями для рекомендованного значения;
  • на основе отклонения частоты вращения от нормы, TPMS рассчитывает текущее давление в шине;
  • при выходе за установленные пределы поступает сигнал на приборную панель.

Косвенный метод позволяет достаточно точно определить давление без использования прямых датчиков. Это дешевле, чем ставить полноценные сенсоры.

Прямые системы отличаются тем, что в каждом колесе установлен датчик давления с манометром, термометром и встроенным аккумулятором. Это самостоятельные модули, которые передают сигнал в электронный блок управления (ЭБУ) по радиоканалу 1 раз в минуту.

Настройка и калибровка

Чтобы система TPMS работала максимально точно, ее необходимо правильно настроить, откалибровать. Процедура калибровки включает следующие основные этапы:

  1. Убедиться, что во всех шинах давление соответствует норме, рекомендованной автопроизводителем для модели автомобиля. Необходимо проверить каждое колесо с помощью манометра.
  2. Активировать режим калибровки TPMS через меню настроек бортового компьютера. Найти соответствующий пункт в меню, запустить процедуру калибровки. Иногда это делается с помощью удержания кнопки перезагрузки.
  3. На некоторых моделях перед калибровкой нужно обнулить текущие показания датчиков через меню или с помощью кнопки сброса. Это позволит системе заново запомнить параметры.
  4. Проехать на автомобиле в течение 10-20 минут со скоростью от 30 до 60 км/час. За это время датчики TPMS проводят замеры частоты вращения колес, сохраняют новые эталонные значения для определения давления.

После завершения калибровки останется проверить показания TPMS на дисплее бортового компьютера и убедиться, что система не выдает ошибок и предупреждений. При необходимости можно повторить процедуру калибровки.

При соблюдении этих шагов будет выполнена полная настройка и синхронизация. Ошибка датчика пониженного давления в шинах пропадет. Система начнет работать максимально точно.

Выводы

Не всегда получается сбросить ошибку. Порой «умирают» датчики, сигналы не доходят до блока управления из‐за нарушения приемных функций антенны. При такой ситуации система контроля давления будет постоянно сигнализировать о неисправности. Придется вручную прикладывать манометр к ниппелям перед поездкой. Устранить проблему своими силами вряд ли получится. Советуем обратиться в автосервис. Опытные электрики проверят каждый датчик, оценят уровень сигнала и восстановят работоспособность системы. Ошибка системы TPMS исчезнет без дорогой замены сенсоров.

 

Источник: ddcar.ru

i-TC.ru
Left Menu Icon