Автомобильная классика, роскошь и суперкары на озере Комо

Concorso d’Eleganza Villa d’Este — вот так изысканно-претенциозно называется одно из старейших автомобильных мероприятий Европы. Впервые его провели ещё в 1929 году: во времена расцвета кузовных ателье богатые и знаменитые показывали здесь друг другу свои новые приобретения. Конкурс восстановили после сорокалетней паузы в 1990 году, но аристократическую атмосферу удалось сохранить. Коллекционеры со всего мира и ведущие реставраторы Европы свозят свои четырёхколёсные сокровища, чтобы они блистали среди изысканной виллы кардинала Ипполита Второго. Полюбуйтесь и вы самыми редкими, ценными и просто красивыми автомобилями мира!

Конкурс элегантности традиционно проводится каждый год в начале мая. Но в две тысячи двадцатом из-за эпидемии коронавируса его пришлось отменить. И в этом году организаторы решили провести конкурс во что бы то ни стало, хотя бы и в другое время.

Эта Lancia Dilambda 1930 года с кузовом английского ателье Carlton Carriage взяла «Золотой кубок» конкурса элегантности.
Итальянский реставратор Филиппа Соле (на фото) говорит, что на восстановление машины ушло девять тысяч часов.
Модель Dilambda дебютировала в 1928 году и стала флагманом марки Lancia. Машина отличалась экзотической конструкцией агрегата: под капотом стоял четырёхлитровый V8 с углом развала всего 24 градуса. Напомню, что в те годы «восьмёрки» чаще бывали рядными.

В итоге событие перенесли на первый уик-энд октября и провели его в сокращённом формате: без публичного показа автомобилей в парке, без эффектного ретро-парада и без конкурса старинных мотоциклов.

Флагман французкой марки Delage — модель D8-120 S с фантастическим кузовом «кабриолет» ателье de Villars. Обратите внимание на проклёпанные «гребни» на крыльях!
Кузов был выполнен в единственном экземпляре. Машину впервые показали на конкурсе в Париже в 1938 году и сразу продали: в сегодняшних деньгах её цена составляла порядка 150 тысяч евро.
Под капотом — рядный восьмицилиндровый двигатель с блоком и головкой из чугуна и верхним расположением распредвала. Его мощность составляла 120 лошадиных сил при объёме 4,7 литра.
Слева на рулевой колонке можно рассмотреть крохотный рычажок планетарной коробки передач Cotal с электромеханическим управлением.
Французский авангард как он есть.

Редкие и исключительные машины — вовсе не равно многолитровым двигателям, пафосным маркам и роскошно отделанным салонам. История итальянского автопрома богата малолитражками, и итальянцы их просто обожают. Вот и Вилла д’Эсте не обошлась без Фиатика с литровым мотором. Но он оказался здесь по праву — как представитель золотого века кузовных ателье!

Скромный автомобильчик в нескромном кузове: это самый дешёвый предвоенный Fiat модели 508 Balilla 1935 года… снабжённый особым аэродинамическим кузовом работы прославленного дизайнера Марио Ревелли де Бомона. Форму кузова доводили в аэродинамической лаборатории Туринского университета, а постройкой машин занималось фиатовское подразделение Carrozzeria Speciale.
В общей сложности известно лишь 11 экземпляров этой модели с таким кузовом. Машины отличались изменённым карбюратором, четырёхступенчатой коробкой передач и тормозами с гидравлическим приводом (!) Кстати, одна из этих машин даже принимала участие в гонке Mille Miglia 1936 года.
Владелец этого Фиатика, голландец Марк Гессинк (справа), удостоился на конкурсе приза «за самую чуткую реставрацию».
Под капотом — крохотный четырёхцилиндровый моторчик объёмом 995 «кубиков» мощностью 36 лошадиных сил.

Для автомобилей участников выделено девять основных классов: не столько по годам выпуска, сколько по «жанровой принадлежности» автомобилей, если позволите. Например, класс D озаглавлен «Итальянские Гран-Туризмо — в поисках идеальной формулы». Эту экспозицию хочется показать целиком, без купюр: не все из машин красивы в общепринятом смысле, но они какие-то особенные…

Лебединая песня итальянской марки Isotta Fraschini. Престижную восьмицилиндровую модель должны были запустить в производство после войны. Блок цилиндров двигателя V8, картер коробки передач и заднего моста были выполнены из магниевого сплава.
Этот кабриолет с кузовом Boneschi — один из двух прототипов модели Tipo 8C Monterosa, сохранившихся до наших дней. Машина входит в собрание знаменитого итальянского коллекционера Коррадо Лопресто.
Эта Alfa Romeo 6C 2500 выпущена в 1951 году и сильно отличается от своих серийных родственников. Все Альфы этой модели имели рядный шестицилиндровый двигатель с двумя раcпределительными валами, восходивший по конструкции к гоночным моторам Alfa Romeo, и рамную конструкцию с независимой подвеской всех колёс. А это — одна из четырёх машин с кузовом ателье Ghia работы Джованни Микелотти, известных под именем «Supergioiello» («Супердрагоценность»).
Мало того: вместо обычной лонжеронной рамы, как на всех Альфах этой модели, именно на этой машине использована пространственная рама Gilco, разработанная прославленным гоночным инженером Джильберто Коломбо (автором целого ряда Maserati и Ferrari). Автомобиль принадлежит американскому архитектору Джонатану Сигалу.
Alfa Romeo 1900 была первой «Альфой» послевоенной эпохи — компактная, с четырёхцилиндровым двигателем, несущим кузовом и сравнительно недорогая. А спортивной флагманской модификацией должна была стать версия 1900 С Sprint Supergioiello с кузовом ателье Ghia странновато-притягательных очертаний.
В общей сложности было выпущено 18 машин этой модификации, но до нашего времени сохранилось лишь три из них. Этот автомобиль 1954 года выпуска принадлежал испанскому гонщику-любителю Гумерсиндо Гарсия Фернандесу, второй владелец в пятидесятых повредил его на соревнованиях, но в девяностые машину привели к первоначальному состоянию.
Lancia Aurelia B53 1952 года c двухлитровым двигателем V6 и кузовом «купе» работы Франко Скальоне, выполненным в единственном экземпляре
Марка Fiat ни у кого не ассоциируется с эксклюзивом, но восьмицилиндровый Fiat 8V пятидесятых годов — настоящая редкость: за три года сделали всего 114 машин. А этот автомобиль 1953 года и вовсе уникален благодаря кузову ателье Vignale
Спорткар 208 CS забытой марки Siata — близкий родственник Fiat 8V: у них общий фиатовский двигатель V8 2.0 с необычным углом развала 70 градусов. Алюмииевый кузов ателье Bertone — работа Джованни Микелотти.
У редкого купе маленькой итальянской фирмы Moretti вся механика от обычного массового Фиата — в том числе скромный 1200-кубовый моторчик. Но выглядит всё равно благородно, как настоящий «Гран-Туризмо»

Была представлена и небольшая экспозиция гоночных автомобилей, которая охватывала послевоенный период спортивной истории.

OSCA MT4 Siluro 1949 года: такие машины братья Мазерати строили после ухода из компании имени себя.
Автомобиль предназначался для популярного в Италии класса «до 1100 кубических сантиметров». Четырёхцилиндровый двигатель собственной конструкции был для своего времени очень прогрессивным: имел два распределительных вала и мощность более 70 лошадиных сил.
Французское купе Alpine M64 — из не очень удачного семейства прототипов, создававшихся для «24 часов Ле-Мана». Машина проектировалась ради победы в младшем классе гонки. Поэтому перед задней осью разместили двигатель Renault-Gordini объёмом всего 1108 кубических сантиметров.
Уникальный «турбиномобиль»: опытное купе Howmet TX, построенное в США в 1968 году для многочасовых гонок. За кабиной пилота размещалась пара вертолётных турбин Continental суммарной мощностью 350 лошадиных сил. Как вы знаете, в спорте такие конструкции не прижились, но на счету этой машины есть две победы в гонках американской серии SCCA. Сейчас машина находится в коллекции австрийского бизнесмена от фармацевтики Андреаса Морингера.

В таком контексте слово «массовый» смотрится комично, но едва ли не самым распространённым брендом нынешнего Конкурса элегантности был… Ferrari. Они здесь были самых разных моделей и разновидностей.

Дорожно-гоночное купе Ferrari 250 GT TdF 1956 года с двигателем V12 3.0. Аббревиатура TdF в названии появилась после успешного выступления в многодневной автогонке Tour de France. Эта машина с номером шасси 0507GT — один из 14 автомобилей с редким кузовом Scaglietti без вентиляционных отверстий в задних стойках. Пять лет назад его продали за 5,7 миллиона долларов.
Красивейший короткобазный спайдер Ferrari 250 GT California 1960 года с кузовом ателье Pininfarina работы Серджио Скальетти. Под капотом — трёхлитровый V12 мощностью 280 лошадиных сил. В общей сложности было построено 55 машин такой разновидности.
Купе Ferrari 400 Superamerica 1960 года c аэродинамическим кузовом Pininfarina. Четырёхлитровый V12 конструкции Джоакино Коломбо развивал 340 лошадиных сил. Такой кузов получили 32 из 47 построенных машин данной модели.
Ferrari 500 Superfast из музея Ferrari в Маранелло: наивысшая точка развития серии Superamerica. Пятилитровый V12 конструкции Коломбо мощностью 400 сил позволял разгоняться до 280 километров в час. Было изготовлено 36 машин этого типа.
Купе Ferrari 275 GTB/4 1967 года из коллекции фармацевтического магната Андреа Рекордати. Все машины серии 275 имели шасси с отнесённой назад коробкой передач, а версия GTB/4 получила усовершенствованный вариант двигателя V12 3.3 с двумя распределительными валами в каждой головке и системой сухого картера. Его мощность составляла 300 лошадиных сил, максимальная скорость — 268 километров в час. Было выпущено 330 машин.
Легендарная «Дайтона» — купе Ferrari 365 GTB/4. Угловатый кузов работы Леонардо Фиорованти скрывал доработанную технику модели 275 GTB/4 — шасси с отнесённой назад коробкой передач и четырёхвальный V12 конструкции Коломбо с увеличенным до 4,4 литра объёмом (мощность нарастили до 352 сил). Эту конкретную машину собрали в 1973 году — в последний год выпуска семейства. После этого на много лет место флагманских моделей марки заняли центральномоторные купе с оппозитным 12-цилиндровым дивгателем.
А вот и представитель «оппозитных» Ferrari — в данном случае гоночный. На счету этого Ferrari 512 BB LM 1981 года всего несколько гонок в США в начале восьмидесятых. Но её нынешний владелец, немецкий бизнесмен Александр Риттвегер, регулярно выступает на ней в гонках классических автомобилей.

С некоторых пор к участию в конкурсе стали допускать не только ретро-технику, но и более современные коллекционные машины: суперкары недавнего прошлого и штучные автомобили из дня сегодняшнего.

Ferrari F40
Lamborghini Countach LP 400 S Walter Wolf Special
Isdera Commendatore 112i — серебряная стрела с мотором V12 от Mercedes-Benz
Суперкар Mercedes-Benz CLK GTR был специально создан для омологации в гонках
…Его конкурентом на трассах был Porsche 911 GT1 — представленный здесь в дорожной версии
Mclaren F1 и Bugatti EB110 SS
Этот Bugatti EB110 SS был личной машиной владельца фирмы Романо Артиоли. Обратите внимание: он в спецификации для США, что понятно по отражателям по углам переднего бампера. Это редкость даже бо́льшая, чем EB110 сам по себе
Bugatti Centodieci — планируется выпустить десять таких гиперкаров в качестве трибьюта модели EB110
Ferrari F50
Электромобиль GFG Style Vision 2030 — новый проект семьи Джуджаро
Электрический гиперкар [Pininfarina Battista](https://motor.ru/news/battista-anniversario-03-03-2020.htm)

В общем, Concorso d’Eleganza Villa d’Este — это тот случай, когда гора действительно идёт к Магомету, и буквально три дня в году посетители могут лицезреть самые сливки из самых крутых частных коллекций. Надеюсь, и вы нашли что-то интересное в нашем фоторепортаже! /m

Посетители Конкурса элегантности смогли увидеть [воссозданный первый прототип суперкара Lamborghini Countach](https://motor.ru/news/lambo-lp500-01-10-2021.htm)
Автомобиль демонстрирует исходный дизайн Марчелло Гандини во всём его минимализме
Лимонно-желтый Lamborghini Countach LP 500 был представлен на Женевском автосалоне весной 1971 года
Прототип разбили в 1974 году в ходе сертификационных тестов
Специалистам подразделения Lamborghini Polo Storico пришлось воспроизводить концепт-кар практически с нуля