«Чему их учат в автошколах?!»: почему новички не умеют водить машину

Бывалые еще помнят времена, когда сами получали права: легкой прогулкой это не было никогда. Неудивительно, что проблема дошла до самых верхов, а потому с апреля этого года практический экзамен на водительские права идет по новым правилам.

Поначалу казалось, что отмена практического экзамена на специальной площадке облегчит процедуру прохождения экзамена. Как сообщило, со ссылкой на пресс-службу МВД, информационное агентство ТАСС, количество тех, кто получил «права» с 1-й попытки в начале апреля, уменьшилось в 2 раза — их оказалось 71 000 человек. «Провалилось» же более 138 000 экзаменуемых.

Наверное, это хорошо: нечего выпускать на дорогу кого попало. С другой стороны, а чему же их учили-то?

С формальной точки зрения упомянутую площадку никто не отменял: она просто стала необязательной. ГИБДД имеет право проверять отдельные «маневры» именно на площадке, если сочтет это необходимым. Но чаще это проверяется в условиях реальной дороги. Экзаменатор должен оценить выполнение 19 маневров, 4 из которых для категорий С и выше. Самые «неприятные» из них – тронуться в горку или, скажем, заехать задом в бокс – никуда не исчезли. Оценок водительских умений – две, типа зачет и незачет. При нарушении ПДД – приходите в следующий раз. Нельзя долго раздумывать над указанием проверяющего, случайно глушить мотор, излишне часто тормозить и т.п. В целом же ничего принципиально не изменилось – только вместо конусов и стопок покрышек вокруг теперь настоящие участники движения.

Male instructor and woman student, exam for novice car drivers, driving school concept. Test for beginner

Самые большие проблемы у выпускников возникают вследствие их нежелания уступать дорогу транспорту, имеющему преимущество. Кроме того, они не следят за разметкой и не умеют спокойно заезжать на парковку. Из «детских» ошибок ГИБДД отмечает неуважение к пользованию поворотниками при совершении маневров.

Вывод напрашивается один: надо учить дольше! Сегодня на «практику» отводятся 54 часа для АКП и 56 часов для ручных коробок. Можно и больше, но тогда надо доплачивать, а кому охота это делать? Кроме того, взаимосвязь часов с километрами в разных регионах неодинакова. Можно проторчать половину времени в пробке, а можно наматывать реальные километры. К тому же не секрет, что «на местах» зачастую все происходит совсем не так, как на бумаге. На форумах полно сообщений о том, что 56 часов превращаются в 28, из которых настоящих практических занятий – всего 14 часов. Но все это познается не до того, как записался в автошколу, а уже в процессе обучения – деваться некуда. Никакие камеры видеофиксации, понятное дело, не отслеживают, сколько честных часов вы проводите, обучаясь премудростям параллельной парковки. Да и показали ли вам, как это упражнение выполняет профессиональный водитель?

Learner driver student driving car with instructor

Говорят, что в ходе очередной коррекции  программы обучения из вышеупомянутых 56 часов 18 уйдут на площадку, а 38 – на реальные улицы. Честно говоря, непонятно, что при этом должно принципиально поменяться, если автошколы будут потихоньку переводить нормальные часы в академические (по 45 минут), а заодно экономить правдами и неправдами на бензине, ссылаясь на постоянный рост цен.

Но хочется верить в лучшее.