Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки

«Глиняная модель» — это ошибка перевода

В последнее время в русскоязычных источниках часто встречается словосочетание «глиняная модель». Разумеется, автомобильная индустрия не использует глину для создания моделей. Глина больше подходит для художественного творчества. А макетирование требует довольно высокой точности, которая глине недоступна. Так из чего сделаны эти модели? Сейчас всё объясним.

Английским термином clay model на самом деле обозначают модель из особой разновидности скульптурного пластилина. Это довольно интересный материал: при комнатной температуре он твердый, и это позволяет дизайнерам-макетчикам обрабатывать его инструментом, а также снимать с законченной модели размеры.

Зиндельфинген, дизайн-студия Mercedes-Benz
Mercedes-Benz
Инструменты макетчика. Это фото обнародовали вместе с другими снимками создания макета Jaguar i-Pace
Jaguar Land Rover
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Частично окрашенный макет концепт-кара Jaguar CX-16 из скульптурного пластилина
Jaguar Land Rover
«Глиняная модель» — это ошибка перевода

Однако при нагреве до 60 градусов (для этого нередко используют строительные фены) скульптурный пластилин становится таким же пластичным, как и обычный, тогда форму можно просто лепить — опять же, руками или с помощью инструмента.

Пластилиновый макет должен дать дизайнерам и руководству компании наглядное представление, как будет выглядеть новая модель. Вот только эта матовая охристая масса совсем не похожа на блестящий краской автомобиль — даже воображение не поможет. Для придания реалистичности макет из твердого пластилина можно покрасить. Но есть и более современное решение: нанести на него эластичную пленку, которая визуально сделает пластилин похожим на металл. Пленку смачивают водой, чтобы выгнать из-под неё воздух.

В дизайн-студии Mercedes-Benz в Зиндельфингене не только нельзя фотографировать, не разрешается даже иметь при себе телефон. Так что за эти снимки процесса спасибо пресс-службе.
Mercedes-Benz
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Mercedes-Benz
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Похоже на серебристый металл, верно?
Mercedes-Benz
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Макет купе Е-Класса, рядом с которым стоит Роберт Лесник, покрашен краской (в данном случае матовой). Обратите внимание, как огранизован свет в студии: освещение равномерное, а на глянцевой поверхности отражения ровных линий ламп помогут выявить и контролировать форму
Mercedes-Benz
«Глиняная модель» — это ошибка перевода

Макеты делают в двух масштабах — 1:5 и в натуральную величину. До стадии «один к пяти» могут дойти несколько конкурирующих вариантов дизайна, а вот полноразмерным, как правило, становится лишь финальный вариант. При дефиците времени можно выполнить только правую часть модели, а слева (там, где пройдет продольная плоскость сечения) прикрепить зеркало. Но сейчас так не делают: в дизайн-студиях давно нашли другие способы экономии времени.

Макеты 1:5 как правило отражают конкурирующие версии дизайна одной модели. Порой после премьеры их даже показывают широкой публике, ведь это уже поздняя стадия разработки. Чаще всего это делает Mercedes-Benz. На этих фото — варианты внешности купе Е-Класса
Mercedes-Benz
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Mercedes-Benz
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Mercedes-Benz
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Mercedes-Benz
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
На этом макете 1:5 соединены боковины первого и второго поколения Mercedes CLS. Никакой функциональной нагрузки он, очевидно не несёт. Просто Студия Advanced Exterior Design свою реальную работу держит в тайне (там создают в основном концепт-кары). Кстати, городок с немецким названием Карлсбад расположен не в Германии, а в Калифорнии.
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Макет стоит на металлическом столе с координатной сеткой. Черно-белые точки нанесены на поверхность для оцифровки модели с помощью лазерного координатного станка.
«Глиняная модель» — это ошибка перевода

В любом случае напрашивается вопрос: неужели в XXI веке по-прежнему необходимо вытачивать пятиметровый автомобиль из пластилина вручную? Разве нет более простого и современного способа изготовить форму в натуральную величину? Вопрос закономерный, ведь техника макетирования сложилась задолго до цифровых 3d-моделей, фрезерных станков с числовым программным управлением и 3d-принтеров. И всё же от неё не отказались.

Дизайн-центр Volkswagen в Потсдаме. Журналистам решили показать процесс изготовления макета Volkswagen Passat. Разумеется, только после премьеры серийной модели.
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Интерьер также выполнен из пластилина, как и внешняя поверхность.
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода

Смысл в том, что макетирование — не ремесленный процесс, а творческий. Нужно не просто взять и превратить эскизы и 3d-модель в вещественный объект: рука дизайнера, которая обрабатывает макет вручную, тоже творит. И улучшает форму, делает её более совершенной на уровне мельчайших нюансов. Макетчик не меняет форму, но он её финализирует, пропуская через свои руки.

Этот макет суперкара Nissan GT-R50 by ItalDesign (о нем мы [рассказывали](https://motor.ru/reports/nissan-gtr50.htm) во всех подробностях) мне показали в европейском дизайн-центре Nissan в Лондоне. Прежде всего обратите внимание: его правая и левая части не одинаковы. На одном макете отрабатывали сразу два варианта дизайна
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Макет не финализирован: он создан по 3d-модели, а на поверхности заметны следы работы фрезерного станка
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Фрезеровка макета станком выглядит вот так. Это первое поколение Тиугана в масштабе 1:5 в музейном центре Volkswagen под названием Аутоштадт, Вольфсбург
Андрей Моторов
«Глиняная модель» — это ошибка перевода

В первом приближении процесс можно автоматизировать, ведь холодный скульптурный пластилин можно обрабатывать даже фрезой с ЧПУ. Но конечный результат делается только руками.

Цифровые технологии очень многое изменили в процессе разработки автомобилей. Однако предпосылок к тому, что ручное макетирование исчезнет в ближайшие годы, не видно. /m

i-TC.ru
Left Menu Icon