В начале 2020 года в силу ряда причин Китай стал практически монополистом в сфере логистики. Мировые грузоперевозки были сосредоточены в «одной точке» на 76%. Потом случилась пандемия, политический с экономическим кризисы, и «новая» система «зависла».
Предпосылок к изменению маршрутов грузоперевозок не было, несчастье помогло
Монополизация в любой сфере деятельности, даже при нормальных тарифах, демократичных ценах и высоком уровне сервисов зло. За нарастающей от Поднебесной зависимостью логисты следили с опасениями, однако рядовым потребителям всё нравилось.
Заметные только специалистам проблемы нарастали. С конца 2019 г. начались первые сбои:
- Контейнеровоз «Эвер Гивен» перекрыл Суэцкий канал, сев на мель. Убытки транспортных компаний достигли $2,2 млрд., на январь 2023 г. компенсировано всего 60% потерь;
- Локдауны-2020 остановили в портах Китая около двух миллиардов ТКМ (тонно-километры, расчётная единица логистики), что составило 42% мирового грузооборота;
- Стоимость доставки одной тонны морским транспортом (самый выгодный вариант) перестала быть прозрачной. Риски росли, а с ними росли тарифы.
В отношении торгового флота Китай «удержался на плаву», но с 2023 г. мировая логистика не будет прежней. Важность «последней мили» стала основой нового подхода транспортных компаний.
Новая стратегия: доставка грузов до склада, сервис и отсутствие переплат
В 2019 году основные маршруты шли из Китая по трём направлениям:
- Через Тихий океан в США и Латинскую Америку (29%).
- В обход Африки в западную часть Латинской Америки и островные страны Атлантики (32%).
- Через Суэцкий канал в Северную Африку, все страны Евросоюза и частично в Атлантику (61%).
Спросите, почему у Китая всего 76% мировых грузоперевозок? Региональные доставки не вошли в статистику, а это большие объёмы. Например, грузопоток Австралия – Малайзия. Дело даже не в цифрах, мировой флот простаивать не будет. А вот «последняя миля» до получателя стала главным критерием выбора поставщика транспортных услуг.
Эксперты сошлись в оценках развития, какой будет доставка грузов адресатам к 2030 году:
- Выбор максимально дешевого транспорта, в зависимости от веса и объёма груза. Дроны, роботы, пикапы без водителя (проходят обкатку в Калифорнии) или мобильные курьеры, гарантирующие точное время доставки;
- Внедрение стандарта «Личный бокс» (замена используемого сегодня «small boxes» – маленькие, компактные коробки), исключит ошибки. Посылка поедет от производителя до вашей двери без остановок;
- Транспортные компании начнут формировать доставку с учётом особенностей груза («хрупкий», «↑верх», «не кантовать!»).
Да, дрон, управляемый пилотом, доставляет пищу, и это уже не фантастика. Но если оценить рынок транспортных услуг в Восточной Европе, то некоторые транспортные компании работают на опережение. Ищите их, они выдержат сроки доставки, несмотря на сложности, и вы получите посылку в точно указанное время.