Электромобили: будущее уже с нами

В Европе, как прогнозируют аналитики, в 2021 году будет продано 1,17 млн электрифицированных машин. Сравните этот результат с продажами 2018 года, когда в Старом Свете было реализовано только 198 000 таких машин. В 2021 году в период с апреля по июнь каждый 12-й проданный в Европе автомобиль, работал только от АКБ, а если учесть и машины с гибридным приводом, — то и каждый третий.

Несмотря на активный рост спроса на электромобили, на данный момент они составляют только 1% от всего объема мирового парка легковушек. Как пишут в Bloomberg, в ближайшие четыре года четверть автомобилей, проданных в Китае, будут электрическими. Доля таких машин в продажах на авторынке Германии вырастет до 40% в тот же период. Согласно прогнозам аналитиков, продажи электромобилей на мировом авторынке к 2025 году составят 10,7 млн ед., а к 2030 году — вырастут до отметки в 28,3 млн шт.

Электромобили: будущее уже с нами
Электромобили: будущее уже с нами

В 2020 году прогнозируется новых скачок в продажах электромобилей. Актуальные опросы показывают, что почти 40% потребителей готовы приобрести электромобили. И более того: 77% опрощенных автомобилистов, которые уже владеют электрокарами, готовы приобрести снова автомобиль такого типа.

В начале 2021 года руководство компании Polestar огласило амбициозные планы по развитию в сегменте электромобилей. Однако вскоре эти планы пришлось пересмотреть. Спрос на «электрички» увеличивался настолько быстро, что Polestar пришлось скорректировать свои целевые показатели. И как известно дилеры Polestar — компании, которая еще 4 года тому назад использовала высокоэффективные классические ДВС — проводят только на рынке Великобритании около 1000 тест-драйвов электрифицированных машин ежемесячно. До недавнего времени многие автомобилисты воспринимали электромобили как атрибут  будущего, но уже сейчас многие легко допускают тот факт, что их следующий автомобиль, возможно, будет электрокаром.

Электромобили: будущее уже с нами

Но дело не только в смене потребительских предпочтений. Не стоит забывать, что для экономик многих стран автомобилестроения является одной из основных отраслей. И поэтому тренд к распространению транспорта на электроприводе влечет за собой глобальные перемены во многих странах мира, начиная от сокращения рабочих мест, заканчивая изменениями в городской среде.

Чтобы понять, насколько эти изменения критичны для автопрома, переход от машин с классическими ДВС к электромобилям можно сравнить с переходом от лошади к машинам. Именно такое сравнение приводит генеральный директор компании Electricbus Энди Палмер, ранее работавший в Nissan и имевший непосредственное отношение к запуску первого серийного электромобиля японской марки Nissan Leaf.

Если разбираться с трендами подробнее, нельзя не упомянуть и тот факт, что теперь гиганты автомобильной отрасли стали активно заниматься разработкой электромобилей. А еще недавно это была «вотчина» в основном Tesla и нескольких китайских компаний. Все изменилось настолько, что например, количество новых бензиновых машин, дебютировавших на автосалоне в Мюнхене в сентябре, было минимальным.

В McKinsey подсчитали, что с начала прошлого года в отрасль разработок электрифицированных авто разные компании инвестировали совместно более 100 млрд долларов. И этим, конечно же, все не ограничится. Согласно подсчетам AlixPartners, в течение ближайших пяти лет сумма таких инвестиций возрастет до 330 млрд долларов.

Многие автопроизводители решились на крайности и заявляют, что готовы полностью отказаться от производства автомобилей с ДВС. Так, например, Mercedes-Benz планирует с середины текущего 10-летия начать переводить свои сборочные мощности на производство электрокаров.

Но что в принципе вызвало столь глобальные изменения в автомобильной отрасли? В этом случае стоит говорить о комплексе причин. Непоследнюю, а скорее, и главную роль здесь сыграли ужесточившиеся в Европе требования по выбросам вредных веществ. Вскоре после принятия новых стандартов, а именно, в 2020 году, согласно данным LMC Automotive, в ЕС было продано около 743 тысяч электрифицированных машин. И это несмотря на продолжительные локдауны. Этот объем продаж оказался в двое больше результата за 2019 год, а также заметно больше, чем количество, реализованное за предыдущие три года. 

Электромобили: будущее уже с нами
Электромобили: будущее уже с нами

Стоит напомнить, что экологические требования и стандарты в отношении машин с ДВС и дальше будут только ужесточатся. Что, конечно же, будет стимулировать развитие отрасли электромобилей. На эти тенденции уже начали реагировать разные страны. Так, например, Великобритания заявила о намерении полностью прекратить продажу машин с классическими ДВС к 2035 году. Норвегия рассчитывает реализовать такой же план еще раньше, к 2025 году. В ЕС обсуждается возможность ввести запрет на продажу машин с ДВС с 2035 года.

Другая причина роста продаж электромобилей заключается в том, что они стали более доступными, более производительными и более привлекательными для ежедневного использования. Заметно, что модель электромобиля стала в среднем быстрее проходить путь от концепта до серийной реализации. Можно, возразить, что некоторые электромобили все равно оказываются более дорогими при покупки, чем обычные машины. Да, но эта разница обычно с лихвой компенсируется сокращением эксплуатационных затрат. Кроме того, во многих странах приняты и действуют на правительственном уровне долгосрочные программы субсидирования покупки электромобилей.

По данным AlixPartners, на мировом авторынке в настоящее время представлено около 330 моделей «чистых» электромобилей, а также гибридов. А еще пять лет назад их количество составляло 86 шт. Аналитики прогнозируют, что к 2025 году на глобальном рынке будет продаваться более 500 моделей электромобилей.

Но среди оптимистов и тех, кто считает, что будущее автопрома за электромобилями, есть и те, кто проявляет большую осторожность в заявлениях и прогнозах. Некоторые аналитики и эксперты журнала Auto3N считают, что большая часть потребителей пока еще не готовы «переключаться» с классических машин на электрокары.

Интересное мнение высказали в BMW: «Если к 2030 году до 50% авторынка Европы будут составлять электромобили, то останутся еще 50% рынка, который также будет требовать обслуживания. Кстати, в BMW действуют достаточно осмотрительно. Баварская марка запланировала к 2030 году выпустить к каждой свой классической модели версию с электроприводом или версию «чистого» электромобиля. Нельзя не отметить и сдерживающие факторы. Ведь несмотря на то, что рынки электромобилей в Европе и Китае растут весьма впечатляющими темпами, развитие этих рынков (а также других) во многом зависят от государственных субсидий.

i-TC.ru
Left Menu Icon