Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки

Конструктивная противопожарная защита на судах

Конструктивная противопожарная защита является одной из мер обеспечения противопожарной безопасности судна, которая включает в себя также системы пожаротушения и системы пожарной сигнализации.

Конструктивная противопожарная защита представляет собой комплекс пассивных средств, выполняющих три функции:
предотвращение возникновения пожара;
ограничение распространения огня и дыма при возникновении пожара;
создание условий для безопасной эвакуации людей из судовых помещений и для успешного тушения пожара.

  • Раздел Экология
    • Раздел 47 СУДОСТРОЕНИЕ И МОРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
      • Раздел 47.020 Судостроение и морские сооружения в целом
        • Раздел 47.020.01 Судостроение и морские сооружения, общие аспекты

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативные документы
      • Раздел Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы
        • Раздел Проектирование и строительство объектов других министерств

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1 Наспинная часть Ирл mu устанав-ливаст требования к конструктивной противопожарной ищите сулои, системам и станциям пожаротушения. противопожарному снабжению. пожарной бсэопасности систем бытового и общесудового назначе-ния. пожарной сигнализации. запасным частям и инструменту для систем пожаротушения.

1.1.2 Элементы конструктивной противопожарной (вшиты, систем пожаротуше-ния и пожарной сигнализации должны соответствовать требованиям соответст-вующих частей 11рани.т.

Конструктивная противопожарная защита судов.

Индивидуальные действия членов экипажа судна при пожаре

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

1. сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);

2. обесточить электрооборудование;

3. если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;

4. если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери,люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;

5. принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:

убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;

охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут.

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

Использование аварийного дыхательного устройства

Действия экипажа при пожаре

После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

Снаряжение пожарного

Пожарное оборудование и системы

Переносные пенные огнетушители являются эффективным средством для тушения начальных стадий пожара.

Огнетушитель заполнен двумя растворами, отделенными друг от друга при его стандартном положении (вверх головкой). При переворачивании огнетушителя растворы смешиваются и начинается процесс пенообразования, газоносителем в котором служит выделяющийся углекислый газ.

При вместимости огнетушителя около 9 л образуется 75 л пены. Пенные огнетушители надо хранить при температуре не ниже 4,4°С во избежание замерзания пены.

При вводе в действие огнетушителя весь запас пены выходит в течение 20-60 с, что требует быстрых и умелых действий.

Практика тушения:

при тушении находиться на расстоянии не менее 3 м от очага пожара;

избегать интенсивного размахивания огнетушителем; направлять струю, плавно сдвигая ее к центру пожара, пена должна скользнуть по горящей поверхности;

избегать попадания пены на открытые участки тела; не допускать разбрызгивания горящих жидкостей.

Огнетушители

Цена конструктивной огнезащиты металлических конструкций складывается из трех составляющих:

  • цена материалов – самый дорогой пункт, до 70 % общей стоимости огнезащиты по металлу;
  • транспортировка – зависит от удаленности объекта, сложности подъездов и т.д.;
  • нанесение огнезащиты на металлоконструкции – зависит от энергоемкости монтажных работ.

Что понимается под активной противопожарной защитой судов

Металл – один из основных материалов в строительстве. Это арматура, каркасы, фермы, перегородки, лестницы. На промышленных объектах из металла изготовлена большая часть оборудования.

Металл, как и большинство материалов, страдает от огня. Он не поддерживает горение, но подвергается изменениям. При температуре от 500 градусов наступает необратимое повреждение структуры. Последствия термического воздействия:

  • ослабление несущей способности – что особенно критично для несущих конструкций;
  • деформация металлических поверхностей: минимум, эстетический вред, максимум – потеря функционала;
  • одно из следствий деформации – разгерметизация узлов и стыков конструкций, что опять же приводит к потере прочностных свойств и ухудшению общего функционала.

Пожар может возникнуть вследствие небрежного обращения с огнем в быту, из-за нарушения техники безопасности на производстве, повреждений электропроводки и по многим другим причинам.

Мы являемся официальным дилером одного из самых известных брендов противопожарных облицовочных материалов – Promat. Продукция компании успешно реализуется в Европе, обеих Америках, Юго-Восточной Азии, Австралии.

В ассортимент Promat Russia входят:

  • огнестойкие плиты;
  • клеи, мастики, силиконы;
  • терморасширяющиеся ленты;
  • огнестойкие пропитки;
  • огнезащитные штукатурки, краски и другие противопожарные материалы.

Основное вещество для изготовления плит – силикат кальция, вяжущий состав – портланд-цемент.

Физические свойства:

  • пожаростойкость;
  • водонепроницаемость;
  • низкая теплопроводность;
  • химическая устойчивость.

Стандарт качества – ISO 9001.

Технические характеристики (зависят от модели):

  • плотность – от 500 кг на м3;
  • толщина от 6 мм до 6 см;
  • габариты – 2500 на 1250, 2500 на 1200 и др.;
  • срок службы от 50 лет.

Одно из достоинств плит – простой монтаж. Резать, фрезеровать, сверлить плиты Промат можно инструментом для древесины.

Мы сможем установить плитную облицовку сухим способом (без клея) и без металлокаркаса

Плиты соединяются встык (без нахлеста), крепятся саморезами или скобами. Разбежка стыков – полметра. Безусловный плюс бескаркасного монтажа – экономия места. Конфигурация покрытия зависит от формы защищаемого элемента. Например, огнезащита металлических колонн может быть односторонней, двух-, трех- и четырехсторонней.

Важно!

Толщину материала мы подбираем исходя из необходимого предела огнестойкости и толщины стального профиля. Например, при толщине стального элемента 12 мм для достижения огнестойкости 1 час потребуется плита толщиной 1 см. А для 5 мм та же огнестойкость обеспечивается листом 2 см (модель Promatect-H).

Состав огнестойких штукатурок для стали Promat – портландцемент и вспученный вермикулит, плюс модификаторы. Мы наносим штукатурку методом торкретирования с использованием оборудования, рекомендованного изготовителем материала.

Предел огнестойкости при использовании этого покрытия увеличивается до четырех часов. Кроме металла составы можно также использовать для железобетонных поверхностей.

  • Первый этап – очистка металла. Удаление окалины, масел, грязи, цементной пыли, воды. Мы работаем только с чистой сухой поверхностью, поскольку любое загрязнение снижает адгезию.
  • Минимальная температура воздуха при обработке +2 градуса, максимальная – +45.
  • Наносим материал штукатурными станциями периодического действия. За один проход 25-миллиметровый слой покрытия. В некоторых случаях допускается армирование.
  • Готовую штукатурку можно окрасить.

Преимущества материала:

  • качественная защита металлоконструкций от пожара;
  • низкая плотность, соответственно, малый вес;
  • невысокий расход;
  • атмосферостойкость;
  • сейсмостойкость;
  • химическая устойчивость;
  • долговечность (до полувека);
  • безвредность для рабочих в процессе нанесения.

Наиболее востребованные составы для защиты поверхностей из металла:

  • Promat Неоспрей – плотность 500 кг на м3, расход – 4 кг на м2, долговечность – от 25 лет;
  • Promat Фендолайт – плотность 775, расход – 6,45, сейсмостойкость, атмосферостойкость, долговечность – 50 лет.

Конструктивная противопожарная защита судна.

Неправильно суждение о том, что противопожарная сигнализация и первичные средства пожаротушения достаточны для надежной огнезащиты. Огнетушители и сигнализация относят к активной системе огнезащиты, т.е. они действенны тогда, когда возник пожар и нужно предпринимать меры для ликвидации. Действенный способ обеспечения противопожарной безопасности – не допустить возникновение пожара. Мероприятия, направленные на недопущение возникновения пожара, относят к пассивной огнезащите.

Выделяют три вида пассивной огнезащиты:

  • конструктивная (облицовка изолирующими материалами, монтаж защитных экранов, монтаж огнезащитных потолков подвесной природы и пр.);
  • поверхностная, с обработкой поверхностей красками, лаками, пропитками;
  • комбинированная (сочетание поверхностной и конструктивной разновидностей огнезащиты).

Перед выбором того или иного типа пассивной огнезащиты следует оценить такие факторы как разновидность защищаемой конструкции, предел огнестойкости, степень агрессивности окружающей среды, стоимость и ряд других факторов. Комплексный подход к выбору пассивной огнезащиты даст возможность надежно защитить здание и отдельные элементы от пожара.

Проектирование пассивной противопожарной защиты осуществляется инженерами специализированных компаний. Разработка проекта производится на основании технического решения, утвержденного с заказчиком. Так, инженерами рассчитываются безопасные расстояния, пожарные разрывы, оптимальные пути подъезда к объекту. Важный параметр, оказывающий влияние на эффективность мер по обеспечению пожарной безопасности, — расчет огнестойкости объекта (здания, сооружения).

Необходимая и минимально возможная степень огнестойкости рассчитывается с учетом таких факторов:

  • самовозгорания применяемых веществ на объекте;
  • возможности возникновения взрывоопасной ситуации;
  • достижения температуры определенных значений (достаточных для возгорания или тления).

При составлении проекта системы пассивной защиты от огня анализируют планировочные и конструктивные решения. В проект закладываются варианты противопожарных преград:

  • перегородок;
  • стен;
  • конструктивного строения напольного покрытия;
  • элементов огнезащиты.

Кроме того, нужно четко определить в проекте размещение эвакуационных путей, использование дополнительной огнеупорной отделки или применения веществ негорючей природы.

Пассивная огнезащита является составляющим компонентом организации противопожарной безопасности на объекте. Такие мероприятия предотвратят или уменьшат риск возникновения очага возгорания, а минимизация распространения огня на стадии проектирования позволит избежать серьезных проблем в будущем.

К материалам, которыми покрывают поверхности в целях предотвращения воздействия пожара, относятся следующие:

  • термоизолирующие обмазки и пасты;
  • пропитки;
  • герметики;
  • краски, лаки, эмали.

Также особой популярностью пользуются так называемые краски-трансформеры: терморасширяющиеся огнезащитные составы. В обычной среде они выглядят как декоративная краска. Как только начинается повышение температуры, краска преобразовывается. Поверхность вспенивается и затвердевает. В результате образуется слой с высокой теплоизоляцией и устойчивостью к воздействию огня.

Краски и покрытия широко применяются для защиты от огня разных элементов и конструкций. Покрытиями обрабатывают:

  • строительные сооружения из дерева, металла;
  • кабельные проходки;
  • вентиляционные коробы;
  • бетонные, железобетонные и металлоконструкции.

Жаростойкие материалы обладают широким спектром достоинств, среди которых:

  • хорошая адгезия с поверхностями из металла, бетона, ПВХ;
  • удобство нанесения;
  • быстрое образование защитного слоя;
  • экономичный расход;
  • сохранение эксплуатационных свойств в широком диапазоне температур и в условиях повышенной влажности;
  • долгий срок эксплуатации.

Компания «Гермоизол» предлагает широкий выбор качественных огнестойких покрытий для строительных сооружений и разных конструкций. Мы реализуем продукцию ведущего бренда «Огнетитан» и являемся заводом-производителем, поэтому цены на весь ассортимент оптимальны. Звоните, чтобы оформить заказ или узнать подробнее о сотрудничестве с нашей компанией.

​КОНСТРУКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

Требования противопожарной защиты закреплены в законодательстве. В данном вопросе выделяют следующие правовые акты:

  • Приказ Министерства транспорта РФ под номером 158 от 24 декабря 2002 «Об утверждении правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации»;
  • Постановление Министерства транспорта РФ под номером 10 от 31 октября 2003 «О Правилах пожарной безопасности на морских судах»;
  • Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов, судоремонтных предприятий, утвержденные постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004.

Помимо данных документов, действует и ряд специализированных нормативов. К примеру, предписания по противопожарной защите на строящихся или ремонтируемых судах, требования к оформлению стендов и др. Обращают внимание и на Кодексы внутреннего водного транспорта и торгового мореплавания.

Предписанные законодательством требования пожарной безопасности на судах должны исполнять все члены экипажа, а также пассажиры судна. За техническое оснащение и информационную подготовку отвечает судовладелец, капитан и его помощники.

В обязательном порядке осуществляются следующие мероприятия:

  • проводится инструктаж с командным составом и экипажем;
  • отрабатываются практические приемы и действия с использованием предусмотренных средств пожаротушения;
  • формируются аварийные группы или команды для решения задач по борьбе с возгораниями, их численность зависит от типа судна, его назначения и размера экипажа;
  • инструктируются пассажиры с отработкой действий при срабатывании тревоги, изучаются планы эвакуации;
  • создаются наглядные стенды по правилам противопожарной защиты, они размещаются в наиболее оживленных местах судна.

С учетом требований законодательства ответственность за эксплуатацию судна и его ремонт при наличии экипажа несет капитан. При отсутствии команды – судоремонтное предприятие в соответствии с договором. Если корабль находится в доках, то ответственность несет предприятие, ведущее доковые работы.

Капитан также несет ответственность при перевозке специальных грузов, их погрузке, бункеровке. Он же отвечает за противопожарную безопасность при ремонте, который ведется силами экипажа.

Вас также может заинтересовать:

В соответствии с законодательством, обеспечение пожарной безопасности на судне внутреннего водного транспорта выполняется соблюдением предписанных норм. Экипажу плавсредства запрещено:

  • разводить открытый огонь;
  • курить в непредусмотренных для этих целей местах;
  • включать в сеть электроприборы, не предусмотренные для применения;
  • хранить горючие или легковоспламеняющиеся материалы в неположенном месте или виде;
  • сушить вещи рядом с приборами отопления;
  • создавать барьеры на подходах и подступах к средствам пожаротушения.

Правила пожарной безопасности на судах ВВТ РФ также должны быть оформлены наглядно соответствующими стендами. Размещаются они по общим предписаниям в местах наибольшего присутствия экипажа и пассажиров.

На период бункеровки запрещается проведение ремонтных работ механизмов и устройств подачи топлива. Также не допускается проведение на палубе огневых работ. Все действия по бункеровке должны быть согласованы с администрацией порта погрузки или выгрузки.

Перед началом работ необходимо удостовериться в исправности всех систем пожаротушения, а также в наличии связи с берегом. Отключаются не соответствующее предписаниям электрооборудование. Все люки, двери и иллюминаторы в зону погрузки закрываются. О результатах проверки и выполнении предписаний в судовые документы, отражающие пожарную безопасность судна, вносят соответствующую запись.

Перед началом бункеровки системы пожаротушения приводятся в готовность. К кранам подсоединяют не менее двух пожарных рукавов. Готовят песок и огнетушители. В районе погрузки и размещения запрещается использовать средства, электроприборы или инструмент, способный привести к искрам.

Также за два часа до подхода к месту выгрузки прекращают работу камбузы, работающие на твердом и жидком топливе. Приготовление пищи на этот период доступно только на электрооборудовании с закрытыми нагревательными элементами.

Товары ООО «Северное Море», которые фигурировали в статье:

На воде важно наличие комплексных систем для быстрого и эффективного пожаротушения. Уже на этапе постройки судна закладывается современная сенсорная система раннего обнаружения очагов возгорания. При появлении очага дыма или огня происходит мгновенное оповещение людей. Регулярное техническое обслуживание систем пожарной безопасности гарантирует безопасность экипажа, пассажиров и оборудования.

Судостроители сегодня применяются исключительно устойчивые к возгоранию современные композитные материалы. В их состав не входят вещества, которые выделяют ядовитые газы при высоких температурах. Конструктивные элементы судна выполнены с учетом требований безопасности при аварийной эвакуации людей. Особые требования предъявляются к огнезащитной обработке металлоконструкций судна, что позволяет максимально увеличить его плавучесть в случае возникновения пожара.

Места хранения жидкого топлива, технических масел, судовых котлов, холодильных установок оборудованы дополнительными системами тушения огня. Все суда имеют достаточное количество спасательных средств с учетом числа пребывающих на борту людей. Морские суда подразумевают устойчивую аварийную связь с автономными источниками питания.

Конструктивная ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

Основным средством защиты морского транспорта являются стационарные системы пожаротушения. Базовые конструкции устанавливают еще на судостроительном заводе, пока корабль находится на стапелях.

Впоследствии судовладельцы дополняют существующие системы, модернизируют или заменяют устаревшие модели.

Места размещения судовых стационарных систем пожаротушения – это наиболее опасные участки и помещения:

  • машинное отделение с дизельными двигателями;
  • судовые электрогенераторные или другие помещения, в которых располагаются источники электроэнергии и разветвления электрических сетей;
  • отсеки с работающими электродвигателями и насосами;
  • вентиляционные сети.

Также установка АПС на судне предусмотрена в местах нахождения экипажа, т.е.:

  • в жилых каютах;
  • на камбузе;
  • в коридорах.

В грузовых трюмах или отсеках устанавливаются газовые и порошковые устройства, обладающие высокой эффективностью, но опасные для людей, находящихся в зоне воздействия.

Безопасность водных транспортных средств в значительной мере зависит от того, насколько обоснованно выбраны системы пожаротушения на судне.

При выборе необходимо учитывать следующие факторы:

  • назначение водного транспорта и степень опасности в пожарном отношении перевозимых грузов;
  • размеры объекта в целом и отдельных помещений, а также конструктивные характеристики отдельных частей конструкции;
  • количество пожароопасного оборудования и распределение его по площади объекта;
  • наличие, объем и способ складирования грузов, и их показатели пожароопасности.

При оценке средства пожаротушения обращают внимание на следующие показатели:

  • возможность использования при различных типах возгораний (А, В, С и так далее);
  • площадь, охватываемая огнегасящими веществами, с учетом высоты отсека;
  • скорость реагирования и время работы пожарной системы;
  • автоматическое срабатывание и возможность включения в ручном режиме;
  • опасность для людей и вред, который потенциально может быть нанесен защищаемому от огня имуществу
  • возможность монтажа в стесненных условиях или в нестандартных конструкциях водного транспорта.

Для защиты от огня машинных и насосных отделений всех судов (особенно танкеров) оборудуют установки и системы пенного пожаротушения. Порошковые системы обязательны к применению на судах, перевозящих сжиженные наливные газы.

При значительных величинах кораблей монтируют несколько установок, каждая из которых защищает определенный участок. Образование пены осуществляется при помощи смесителя, где смешивается пенообразователь с водой. Пена подается через эжектор в место возгорания.

На морских судах и нефтеналивных танкерах используют пену низкой кратности (1: 10), на сухогрузах и рефрижераторах – средней (1:50 – 1:150), в машинных отсеках и грузовых помещениях с применением горизонтального способа погрузки – высокой (1: 1000).

Толщина пены составляет 15 – 20 см (соответственно для мазута и нефти, бензина и керосина), её расход – 150 л на 1 м3 (15 л воды и 0,75 л пеноообразователя).

Действующим веществом в системах порошкового пожаротушения являются поташ, квасцы, углекислая сода и т. д., которые распыляются при помощи азота или инертного газа.

Системы состоят из станций, в которых монтируют резервуары с порошком, к которым присоединяют газовые баллоны.

Данный тип устанавливают в местах с электрооборудованием, малярных отсеках, на газо- и химовозах и судах, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Если вероятность пожара высока, суда оборудуют системами углекислотного тушения, устанавливая их в машинных и грузовых отделениях. Данная система запускается в крайнем случае, если принятые меры не локализовали огонь.

Газ через магистраль транспортируется в жидком состоянии, при выходе расширяется и становится обычным газом с повышенной плотностью.

Станции пожаротушения размещают на открытых палубах, к ним должен быть дополнительный вход с внешней палубы. Грузовые сухогрузы оборудуют системами водного и пенного тушения, используя их поочередно.

Паротушение возможно в трюмах, при подведении системы от котельной установки (иногда с использованием пароэжекторов).

Судна оснащают береговыми соединениями водопожарной магистрали, в том числе переносными или обязательно стационарными, при осуществлении международных рейсов.

На пожарных постах размещают пусковые устройства систем, указатели пожарной сигнализации и противопожарное оборудование.

Аварийно-пожарные посты есть двух типов – местные, где хранят определённое оборудование, и общесудовые, где находятся многофункциональные виды устройств пожаротушения.

Если длина судна составляет более 45 м, аварийно-противопожарное оборудование хранят на нескольких постах, размещенных выше переборки, при длине меньше 31 м возможно использование одного совмещённого поста.

В зависимости от возникновения различных типов возможного пожара (возгорание твёрдых веществ, пожары классов B, C) используют соответственно воду, пену или порошковый огнетушитель, углекислотную и хладоновую системы.

Для ликвидации пожаров класса D стационарные системы не задействуют.

Помимо стационарных систем пожаротушения используют передвижные установки – механизированные насосы, переносные мотопомпы, другие приборы, которые монтируют на транспортных средствах.

Правильное использование и квалифицированная комплектация судов противопожарными системами надёжно защищает экипаж и груз кораблей от возможного возгорания. Поэтому для защиты корабля от огня необходимо комплексно использовать основной и альтернативный типы систем пожаротушения.

Источник:

Пожары на кораблях и судах имеют ряд специфических особенностей из-за сложности планировки помещений, ограниченности площадей, большой насыщенности техникой, наличием горючих материалов, топлива и боеприпасов.Тушение пожаров на кораблях требует от личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ знания основ устройства кораблей.

Пожары на кораблях характеризуются:

  • быстрым распространением огня вследствие большого количества горючих материалов;
  • нагревом металлических переборок, палуб и возможностью распространения через них, а также через люки, двери, вентиляцию и различные устройства огня в смежные помещения;
  • ограниченностью подачи воды для сохранения устойчивости и плавучести корабля;
  • задымлением помещений.

Руководство тушением пожаров на кораблях (судах) осуществляют командиры кораблей (судов), а на строящихся и капитально ремонтирующихся кораблях — должностные лица завода.
Разведкой пожара на корабле определяются:

  • наличие огнеопасных веществ и материалов в горящем и смежных с ним помещениях (отсеках);
  • возможные пути распространения огня в смежные помещения через переборки, палубы, люки, двери, вентиляцию и другие устройства;
  • наличие и состояние электроустановок;
  • состояние и возможность использования корабельных установок пожаротушения;
  • возможность взрывов и отравлений.

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области. Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.

К тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Профилактика пожаров — важнейшая часть борьбы с возгораниями на судне. Во-первых, проверяется исправность технических средств, целостность переборок, работоспособность систем пожаротушения. Все результаты и данные осмотров заносятся в судовой журнал.

Во-вторых, проводится обучение по пожарной безопасности на судах. Члены экипажа сдают экзамены и получают сертификаты и дипломы о прослушивании курса. Своевременные инструктажи закрепляют знания и помогают узнать специфику судна в части пожарной безопасности. Также составляют планы пожаротушения, на которых указано размещение всех необходимых технических средств и устройств в различных отсеках судна.

На судах в обязательном порядке дежурит пожарная вахтенная служба. В ее обязанности входит проверка соблюдений требований пожарной безопасности членами экипажа, обходы судна, осмотр противопожарных перекрытий. Именно на пост вахтенной службы в первую очередь поступает сигнал об обнаружении возгорания или задымления.

Установлены правила по обращению с электроприборами, пожароопасными веществами, использованию огня на судах, а также обозначены требования к отведению определенных мест для курения и их оснащения средствами безопасности и маркировкой.

Огневые работы часто приходится проводить во время плавания. Однако это может повлечь за собой создание аварийной ситуации, в том числе возникновение пожара на судне. Перед началом таких работ их согласовывают с капитаном и придерживаются всех правил защиты.

Также на судах нельзя загромождать проходы и эвакуационные пути, все оборудование и технические средства пожаротушения должны быть исправны. В зависимости от длины судна создают определенное количество аварийных постов. На одних из них хранят средства пожаротушения и инструмент. В некоторых случаях разрешено объединять посты в один, если размер судна небольшой.

1. Настоящие Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям, и являются обязательными для всех судовладельцев, членов экипажей судов и других лиц, временно находящихся на судне.

2. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:

судно — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207);

судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;

пожарная безопасность — состояние объекта (судна), при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей;

противопожарный режим — комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта (судна), направленных на обеспечение пожарной безопасности;

общесудовая тревога — тревога, объявляемая по указанию капитана судна (а в чрезвычайных ситуациях — вахтенным персоналом с последующим докладом капитану) в случаях необходимости подготовки судна к предотвращению предполагаемой опасности, поступления внутрь судна забортной воды, возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружения первых признаков пожара — дыма и запахов гари;

оперативный план тушения пожара — предварительно составленный план, предусматривающий организацию тушения пожара, оптимальный и запасные варианты применения сил и средств тушения пожара в конкретном аварийном помещении (отсеке) судна;

центральный пост управления — пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:

стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;

автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;

панелью индикации противопожарных дверей;

закрытием противопожарных дверей;

панелью индикации водонепроницаемых дверей;

открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;

вентиляторами;

сигнализацией общей/пожарной тревоги;

системой связи, включая телефоны; микрофоном системы громкоговорящей связи.

(Правило II-2/3.9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., далее — СОЛАС-74);

пожарный пост:

а) место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, извещатели пожарной сигнализации для определенной части судна (отсека, главной вертикальной зоны, отдельных помещений);

б) хорошо видимое и доступное место, где расположены первичные средства тушения пожара и предметы противопожарного снабжения (пожарный кран, рукав и рукавный ключ, ствол, насадки, пожарный топор и др.).

3. Пожарная безопасность судов обеспечивается:

конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;

поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;

выполнением экипажем требований по эксплуатации судового оборудования;

14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст.4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов (Глава V ПДНВ-78).

15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:

о символах, знаках безопасности и сигналах аварийно-предупредительной сигнализации;

о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;

об использовании переносных огнетушителей и действиях по открытию и закрытию противопожарных дверей;

о методах и приемах первой медицинской (доврачебной) помощи.

16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.

На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.

17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.

Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев (правило III 19/4.1 СОЛАС-74).

Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.

18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:

устройств и конструктивных особенностей судна;

организации пожаротушения на судне;

схем противопожарной защиты;

мест сбора и обязанностей отдельных членов экипажа;

стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержания в исправности и готовности к действию;

аварийных дыхательных устройств;

личных обязанностей по борьбе с пожаром и личных процедур безопасности.

Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.

Существует три основных вида конструктивной огнезащиты металлических конструкций:

  • облицовка плитами, листами из материалов, обладающих значительной стойкостью к огню, например, из базальтового волокна – они укладываются на каркас, поэтому образуется дополнительная воздушная прослойка;
  • использование огнестойких обмазок, штукатурных смесей и прочих подобных покрытий;
  • применение толсто- и тонкослойных составов – огнестойких красок со вспучивающим эффектом, лаков, мастик, паст.

Также огнестойкие материалы и покрытия могут комбинироваться, чтобы значительно увеличить стойкость к огню. Но применение плит, рулонных и листовых материалов заметно утяжеляет металлические конструкции. Поэтому все чаще при создании эффективной противопожарной огнезащиты используются обмазки, краски и прочие подобные составы. Они не только создают надежное огнестойкое покрытие, но и обладают хорошими эстетическими характеристиками.

Конструктивная противопожарная защита.

Все разнообразие огнестойких материалов можно разделить на две группы:

  • вещества, которые при контакте с воздухом вулканизируются и создают прочное теплоизолирующее покрытие;
  • составы со вспучивающим эффектом – при высокотемпературном воздействии они образуют пористый слой, защищающий металлическую поверхность и повышающий ее стойкость к огню.

Хотя по принципу действия они несколько различаются, у них есть много общего. Такая конструктивная огнезащита:

  • легко наносится – как вручную, так и механическим способом;
  • рассчитана на длительную эксплуатацию;
  • обладает высокой степенью адгезии к поверхностям из металла;
  • сохраняет стабильность в условиях повышенной влажности.

При необходимости ее можно подновить с минимальными затратами времени, усилий и денег.

В России действуют определенные требования относительно конструктивной защиты металла. Они закреплены в законах, ГОСТах, СНиПах и других документах.

Например, требования к материалам, применяемым для огнезащиты, изложены в СП 2.13130.2012, НПБ 236-97. Там же вы найдете метод, предназначенный для определения эффективности конструктивной огнезащиты. Важная информация содержится и в СНиП 21-01-97.

Требования этих и других документов необходимо учитывать при проектировании зданий и сооружений. Они определяют уровень стойкости к огню, которого необходимо достичь. Исходя из этого, можно определить, какие материалы оптимально подойдут для создания наиболее эффективных покрытий.

Ни в коем случае нельзя экономить на огнезащите. Дело не только в том, что контролирующие инстанции могут вернуть проект на доработку. Проблема, в первую очередь, в том, что низкий уровень пожарной безопасности может привести к серьезным последствиям: гибели людей, обрушению зданий и сооружений, утере ценного имущества.

  • Пассивная огнезащита
  • Проверка состояния огнезащитной обработки
  • Пассивная огнезащита
  • Теплоизоляционная краска для трубопроводов

обслуживающих их судов.

При столкновении груженного нефтепродуктами танкера возникает пожар как на самом судне, так и на разлившихся по поверхности воды нефтепродуктах. При столкновении пустых, полубалластированных и даже балластированных судов происходят, как правило, взрывы.

Все наливные суда имеют общую конструктивную противопожарную защиту, как и любые грузовые суда, в том числе со знаком F.

Если пожароопасная ситуация возникает в морском порту, пожар можно ликвидировать СИС самого судна, а так же системой пожаротушения и сухотрубной системой самого порта, который должен быть оснащен запасом огнетушащих веществ.

В случае когда пожар возник в открытом море, ликвидация пожара усложняется, и до прибытия пожарных катеров остается возложенной только на систему пожаротушения, и СИС самого судна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ассоров Ф.Г., Шпиков Б.И. Пожарная безопасность на морском транспорте.

УДК 614.842.8 А.В. Кузовлев, К.М. Билалов

Воронежский институт — филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРСКИХ СУДАХ

В статье рассматриваются вопросы обеспечения пожарной безопасности на морском судне. Пути и методы достижения.

Ключевые слова: автоматическая установка пожаротушения (АУПТ), Автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС)

A.V. Kuzovlev, K.M. Bilalov

THE RULES OF FIRE SAFETY ON MARINE VESSELS

The article deals with the issues of fire safety on a ship. Ways and methods of achievement. Keywords: Automatic fire extinguishing installation (AUPT), Automatic fire alarm installation (AUPS)

Так же как и на любые другие объекты защиты, морские суда должны соответствовать требованиям ПБ. Общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям, и являются обязательными для всех судовладельцев, членов экипажей судов и других лиц, временно находящихся на судне.

После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капи­тана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам (рис. 3).

Переносные пенные огнетушители являются эффективным средством для тушения начальных стадий пожара. Огнетушитель заполнен двумя растворами, отделенными друг от друга при его стандартном положении (вверх головкой). При переворачивании огнетушителя растворы смешиваются и начинается процесс пе­нообразования, газоносителем в котором служит выделяющийся углекислый газ. При вместимости огнетушителя около 9 л образуется 75 л пены. Пенные огнетуши­тели надо хранить при температуре не ниже 4,4°С во избежание замерзания пены. При вводе в действие огнетушителя весь запас пены выходит в течение 20-60 с, что требует быстрых и умелых действий.

Практика тушения:

  • при тушении находиться на расстоянии не менее 3 м от очага пожара;
  • избегать интенсивного размахивания огнетушителем – направлять струю, плавно сдвигая ее к центру пожара, пена должна скользнуть по горящей поверхности;
  • избегать попадания пены на открытые участки тела;
  • не допускать разбрызгивания горящих жидкостей.

С помощью конструктивной защиты спасают от огня бетонные, деревянные и металлические конструкции путем применения различных материалов (блоков, камней, плит), комбинаций материалов в виде облицовки.

Конструктивная огнезащита предполагает использование методов конструктивного характера, применение покрытий огнезащитной природы (специальных экранов с теплоизолирующим эффектом), использование веществ низкой пожарной опасности.

Любое судно по своей конструкции представляет собой ограниченное по площади помещение с высокой плотностью размещения электротехнического и силового оборудования. Дополнительным опасным фактором служит наличием легко возгораемых и взрывоопасных грузов.

Основные причины возгораний связаны с беспечным поведением экипажа:

  • эксплуатация неисправного электрооборудования;
  • курение в местах для этого необорудованных;
  • сварочные работы без соблюдения техники безопасности;
  • загромождение пространства, в том числе путей эвакуации;
  • неаккуратное обращение с воспламеняющимися жидкостями.

К пожарам могут привести и неправильные действия руководителей или собственников судна:

  • перегруз трюмов пожароопасным грузом;
  • неправильное складирование различных видов материалов;
  • ненадлежащая эксплуатация системы пожаротушения на судах.

Пожары на водном транспорте опасны тем, что:

  • ограничены способы и возможности эвакуации;
  • присутствует большое количество топлива или летучих газов в местах его хранения;
  • противопожарные работы необходимо проводить с учетом сохранения остойчивости корпуса.

Конструктивная пожарная защита судов

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

  1. разведка пожара;
  2. локализация;
  3. предупреждение взрывов;
  4. непосредственно ликвидация.

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Тушение пожара в основном производится стационарными системами пожаротушения. Принципиально отличается последовательность и список действий в машинно-котельном отделении, жилых и административных помещениях.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Спасательные круги также относятся к индивидуальным спасательным средствам. Они наполнены пробкой или каким-либо другим материалом, который намного легче воды, обтянуты парусиной и раскрашены ярко-красными или ярко-оранжевыми полосами. Круги снабжаются сигнальным фонариком, который прикрепляется к ним линем и зажигается сам после выбрасывания спасательного круга на воду.

Система водяного пожаротушения на судне проектируется индивидуально. В зависимости от водоизмещения, назначения, количества человек в экипаже и типа перегородок используем:

  • МУПТВ как самостоятельную судовую систему пожаротушения для отсеков до 23 метров;
  • Систему подмеса, чтобы усилить существующую водяную противопожарную систему судна;
  • МУП. Специальная жидкость BONTEL не вредит экипажу.

Машинные отделения — места повышенной опасности. Комплексный метод защиты предполагает использование различных веществ для охлаждения машин и перегородок, ограничение доступа кислорода и осаждения продуктов распада ГСМ — чтобы механики успели эвакуироваться:

  • Ампулы BONTEL с независимыми тепловыми замками для точечного воздействия. Можно применять как «противопожарную гранату»;
  • Подвесные модули. Автономное оборудование усилит общий уровень безопасности и поможет, если уровень инерционности основной АУП не будет соответствовать возгоранию;
  • Огнетушители. Разные объемы для эффективных действий экипажа;
  • МУП. Резервуары разного объема можно разместить непосредственно в машинном отделении;
  • Система подмеса. Нивелирует разницу в инерционности АУП.

Приборное отделение можно тушить только газом. Все остальные вещества могут повредить оборудование, что может спровоцировать ЧП на судне. При проектировании и монтаже этой части судовой системы пожаротушения используем:

  • СГП. Автономные устройства с различной температурой срабатывания;
  • Подвесные модули. Автономное оборудование усилит общий уровень безопасности и поможет, если уровень инерционности основной АУП не будет соответствовать возгоранию;
  • МГП и ГАУП, которые подключаем к общей судовой системе пожаротушения.
  • В зависимости от площади отсека объемы баллонов могут быть от 2 до 10 литров.
i-TC.ru
Left Menu Icon