Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
На что пойдут субсидии отечественным автопроизводителям

На что пойдут субсидии отечественным автопроизводителям

В следующем году на поддержку российского автопрома из федерального бюджета планируется выделить более 30 миллиардов рублей. Это почти на 3,3 миллиарда рублей больше, чем сумма, выделенная отечественным автопроизводителям в 2023 году. “Известия” выяснили, на какие цели будут направлены новые субсидии».

Миллиардом больше, миллиардом меньше

В 2024 году на стимулирование спроса в отечественном автопроме в виде субсидий планируется направить более 30,4 млрд рублей. Об этом сообщает “Интерфакс” со ссылкой на проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.

Это почти на 3,3 миллиарда рублей больше запланированного на текущий год объема субсидий. Всего на поддержку автопрома до 2026 года планируется направить более 83,5 млрд рублей.

Субсидии из федерального бюджета, направленные на стимулирование спроса на продукцию российских автозаводов, планируется направить по нескольким основным направлениям. Так, в бюджете предусмотрено 12,3 млрд рублей на финансирование программы льготного автокредитования в следующем году.

На что пойдут субсидии отечественным автопроизводителямНа что пойдут субсидии отечественным автопроизводителямНа что пойдут субсидии отечественным автопроизводителям

В этом году на эти цели в казне зарезервировано 11,8 миллиарда рублей. Эти средства идут на компенсацию скидок, предоставляемых покупателям отечественных автомобилей стоимостью до 2 млн рублей и электромобилей.

В бюджетном предложении на госзакупки российских автомобилей в 2024 году зарезервировано 13,1 млрд рублей. В этом году на эти цели выделено на 3 млрд рублей меньше.

Еще 2 млрд руб запланировано в следующем году на “компенсацию потерь в доходах российских лизинговых организаций при получении лизингополучателем скидки на авансовый платеж по договорам лизинга».

Эта сумма не изменилась по сравнению с этим годом. Объем субсидий производителям автомобильной техники, работающей на природном газе, сокращен на 350 млн руб. (2,95 млрд руб в 2024 г против 3,3 млрд руб в 2023 г.

В последующие годы планируется увеличить объемы финансирования льготных программ автокредитования. Так, в 2025 году на эти цели планируется выделить чуть более 18 миллиардов рублей, а в 2026 году – почти 20 миллиардов рублей.

на программу льготного лизинга зарезервировано 4 млрд руб в год, на субсидирование производителей газомоторной техники в 2025 и 2026 гг. — 3,7 млрд руб. Что касается расходов на госзакупки автомобильной техники, то в соответствующем графе бюджетного предложения на 2025 г указана сумма в 2,1 миллиарда рублей, а на 2026 год сумма вообще не указана.

Поддержка необходима

Меры господдержки автопрома и, в первую очередь, льготное автокредитование и программы лизинга доказали свою эффективность, отмечает партнер исследовательского агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

По его словам, каждый рубль, вложенный в эти программы, впоследствии дает в бюджет до трех дополнительных рублей в виде налогов, сборов и т.д. Эти меры стимулируют спрос на автомобили, а значит обеспечивают деятельность не только самих автозаводов, но и смежных отраслей, подчеркивает эксперт.

“На данный момент объем этих программ недостаточен.

Мы можем только радоваться, что объем их финансирования планируется увеличить в следующем году”, – сказал “Известиям” Моржаретто.

Нужна «прямая» скидка

При этом Моржаретто считает необходимым пересмотреть условия этих госпрограмм, чтобы финансовая поддержка оказывалась непосредственно покупателю отечественного автомобиля. Сейчас это влияет на конечного потребителя очень косвенно, считает эксперт.

— Главное условие госпрограммы — кредит на покупку автомобиля, который покупатель должен взять в коммерческом банке. Банки часто предлагают заемщикам такие условия, что выгода становится минимальной или исчезает вовсе. На мой взгляд, более справедливой была бы схема, при которой покупатель отечественной модели получал бы прямую скидку от государства при ее покупке, независимо от того, покупал ли он машину на собственные средства или в кредит, – говорит Игорь Моржаретто.

С ним согласен вице-президент Национального автомобильного союза (НАУ) Антон Шапарин. По его словам, существующие правила программы льготного автокредитования “являются поддержкой не автопрома, а банков».

— Логичной кажется схема, когда покупателю предоставляется скидка при покупке российского автомобиля в виде налогового вычета. Подобный механизм уже отработан, например, при покупке жилья, и хорошо зарекомендовал себя”, – отметил вице-президент НАН.

По мнению главного редактора издания «За рулем» Максима Кадакова, скидка в виде налогового кредита — «идеальная схема, при которой выгоду получает непосредственно покупатель автомобиля».

Спрос есть — нет машин

Иной точки зрения придерживается независимый консультант автомобильной отрасли Сергей Бургазлиев. Он признает эффективность государственных программ, направленных на стимулирование спроса, но считает, что средства, отведенные для них в бюджетном проекте, можно было бы использовать с еще большим эффектом.

На что пойдут субсидии отечественным автопроизводителямНа что пойдут субсидии отечественным автопроизводителямНа что пойдут субсидии отечественным автопроизводителямНа что пойдут субсидии отечественным автопроизводителямНа что пойдут субсидии отечественным автопроизводителям

— В нынешней ситуации особой необходимости в дальнейшем стимулировании интереса покупателей к автомобилям нет. Спрос на рынке значительно превышает предложение. Покупатели хотели бы покупать автомобили, но зачастую их просто не существует: некоторые модели, выпускавшиеся раньше, теперь просто не из чего собирать – нет необходимых комплектующих, отмечает эксперт.

По его мнению, часть средств, которые планируется направить в 2024 году на субсидирование автопрома, имеет смысл перенаправить на поддержку отечественной автокомпонентной отрасли, испытывающей трудности. Это позволит российским автозаводам снизить зависимость от поставок иностранных комплектующих, подчеркивает Бургазлиев.

«Например, эти средства можно использовать для выкупа активов компаний отрасли автокомпонентов, создав единый кластер производителей автокомпонентов, контролируемый государством. При правильном управлении и продуманной стратегии развития такие Кластер вполне может через какое-то время обеспечить отечественному автопрому технологический суверенитет, в котором он остро нуждается, отмечает эксперт.

Кирилл Сазонов

Источник: avtoidei.ru

i-TC.ru
Left Menu Icon