Правила проезда Т-образного перекрестка: разбор разных ситуаций

Правила проезда Т-образного перекрестка: разбор разных ситуаций

Из всех возможных ситуаций проезд Т-образного перекрестка встречается чаще всего. Маневр достаточно простой, если дорога знакомая, все знаки и разметка хорошо известны водителю. Другое дело, если маневрировать по Т-образному участку в данной местности приходится впервые, и в потоке машин основным помощником становится опыт и знания основ ПДД.

Проезд Т-образного перекрестка

Правила проезда в зависимости от ситуации

Казалось бы, все возможные варианты маневра на Т-образных развилках учтены в Правилах дорожного движения. Меньше всего проблем обычно возникает, если следовать по главной дороге или при пересечении регулируемого перекрестка со светофором.

Остальные ситуации могут вызвать некоторые затруднения:

  • пересечение на равнозначных дорогах;
  • проезд обычного перекрестка без разметки-знаков-светофоров (нерегулируемого);
  • маневр с односторонней на одностороннюю;
  • проезд Т-образного перекрестка по второстепенной.

Будет полезным разобрать правила проезда более детально, сделать собственный алгоритм-шаблон для Т-образного перекрестка. Это упростит принятие решений и позволит управлять машиной более уверенно при проезде нерегулируемого участка без знаков и часто даже без разметки.

Важно! Движение по Т-перекрестку всегда требует большего внимания к ситуации на дороге, чем в случае проезда стандартного четырехстороннего перекрестка.

Полное пересечение двух направлений, как правило, тщательно оборудуется дорожной службой знаками, разметкой, указателями, в 80% случаев даже есть светофоры. Обочина и проезжая часть пересекаемой дороги хорошо просматривается сотню метров влево-вправо.

Т-образная развилка двух дорог может быть оборудована разметкой и парой знаков-указателей. Но главный недостаток в том, что на Т-перекрестках почти всегда закрыт обзор пересекаемой дороги. Это значит, что водитель, выезжающий на Т-образный стандартный перекресток, увидит машины на пересекаемой трассе лишь за несколько секунд до выезда в зону выполнения маневра.

Поэтому основное внимание нужно уделять знакам, полосам и поведению машин, следующих впереди в попутном направлении. А при подъезде к Т-образному участку проезжей части смотрим боковым зрением на транспорт следующий с правой стороны.

Как быстро выучить ПДД?

Проезд Т-образного перекрестка на равнозначных дорогах

Двигаясь к месту пересечения двух дорог, нужно сбавить скорость. Возможно, впереди будет стоять знак, например, «STOP», или нанесена разметка обязательной остановки автомобиля перед дальнейшим маневрированием. Но может быть так, что на проезжей части никаких подсказок или указаний не будет.

В такой обстановке лучшим решением будет ориентироваться на проезд, как по равнозначному Т-образному перекрестку.

Проезд Т-образного перекрестка на равнозначных дорогах

То есть действует схема «правой руки». Проще говоря, на Т-образном перекрестке нужно пропустить все транспортные средства, проезжающие по пересекаемой трассе со стороны правой руки в направлении левой (все едут справа-налево).

Это золотое правило «помехи справа» — основы для проезда большей части. Пропустить нужно будет даже те машины, водители которых подают сигнал о планах свернуть на примыкающую дорогу. Это очевидно, так как, начиная маневр, они находятся по правую руку, даже если водитель перед съездом по Т-образному сектору не занял крайнюю левую полосу (или просто сторону) движения.

Проезд Т-образного перекрестка на регулируемом, со светофором

В данном случае приоритетными будут знаки и сигналы-указания светофора. Если последний выключен или переведен в дежурный режим (мигает желтый сигнал), проезд Т-образного участка выполняется по дорожным знакам (главное–второстепенное направление). В случае отсутствия средств регулирования движения — по «помехе справа».

Порядок действий:

  1. Если светофор горит зеленым, то можно продолжать движение, но без перестройки в ряду движения. При этом перед проездом Т-образного участка нужно визуально контролировать движущийся справа транспорт. Возможно, кто-то из водителей на сопряженной полосе будет заканчивать проезд на желтый.
  2. При «желтом» фонаре на светофоре можно выполнять проезд Т-образного, но только если сигнал загорелся в процессе начала движения. Если желтый сигнал замигал до начала проезда, то красный включится через 1-2 секунды. Времени точно не хватит. Необходимо сбросить скорость, начать торможение и приготовиться к остановке машины на линии «STOP».

Если загорелся красный, то не стоит резко тормозить перед Т-перекрестком. Водитель автомашины, следующей позади в колонне, может вовремя не среагировать на резкое торможение и сигнал светофора.

Проезд Т-образного перекрестка на нерегулируемом, без знаков

Отсутствие средств регулирования движения несколько усложняет движение. Нужно быть крайне внимательным при проезде нерегулируемых Т-образных перекрестков, так как многие водители часто подзабывают положения ПДД или трактуют их по-своему.

Например, еще 15-20 лет назад дорожное планирование, определение главных и второстепенных направлений подчинялось одному принципу: предельно увеличить пропускную способность транспортного потока, в том числе при проезде Т-образных участков. Нужно было «протолкнуть» больше транспорта без дополнительных маневров. Поэтому прямая трасса всегда получала статус главной, а любой выезд (примыкающая) был второстепенным.

В результате особенность следования через Т-образные перекрестки подметили, и даже многие преподаватели автошкол рассказывали на занятиях новичкам. Впоследствии многие водители, двигаясь через Т-образный перекресток, автоматически считали прямой участок Т-образки главным.

В дальнейшем для повышения безопасности движения приоритет проезда перекрестка пришлось менять с помощью указателей-знаков и разметки, но привычка у многих автолюбителей осталась. Специалисты считают маневр по нерегулируемому перекрестку с Т-образной планировкой проезжей части более опасным, чем простой четырехсторонний (крест) или Y- образной планировки.

Поэтому движение по нерегулируемому Т-перекрестку нужно выполнять в следующем порядке:

  1. Если движение выполняется по прямой, а примыкающая часть располагается по правую руку, то нужно сбросить скорость. Выезжающий с боковой (правой) дороги создаст «помеху справа», поэтому его нужно будет пропустить. При этом неважно, на какую полосу движения он планирует съехать.
  2. В случае, если проезд через Т-образный также выполняется по прямой, но боковой выезд примыкает к проезжей части с левой стороны. В этой ситуации «чужой» автомобиль должен пропустить всех, кто движется на «вашей» полосе, и только после этого завершить проезд.
  3. Теперь нужно рассмотреть ситуацию, когда приходится выезжать с бокового участка на прямую дорогу Т-перекрестка. Даже если нет никаких знаков (считается нерегулируемым) и требуется повернуть направо, то все равно лучше пропустить тех, кто следует прямо (слева-направо).

Даже с учетом того, что у «нашего» автомобиля условно есть преимущество проезда, всегда существует вероятность того, что перед прямым участком на Т-образный перекресток стоит знак «главная дорога». Может быть, водитель «чужого» автомобиля, двигаясь на скорости, просто не увидел «нашу» машину, не сообразил или не успел среагировать.

Некоторые из водителей просто посчитают, что раз двигаются по прямому участку, значит, они на главной. В худшем случае может произойти столкновение.

Поэтому, несмотря на преимущество, выкатываться на Т-образный перекресток с примыкающей можно лишь будучи уверенным, что водитель «чужой» машины увидел и сбросил скорость для того, чтобы пропустить поворачивающий транспорт.

Если на Т-образном перекрестке требуется поворачивать с примыкающей налево, то придется пересекать полосу (или несколько полос) с транспортом, следующим в направлении слева-направо. В теории на нерегулируемом перекрестке они должны пропустить «наш» автомобиль.

Далее на середине придется остановиться (максимально сбросить скорость движения) так, чтобы не мешать движущемуся транспорту (справа налево). У них преимущество, нужно пропустить и дождаться момента для свободного выезда на прямой участок.

Важно! Перед совершением маневра нужно смотреть на дорожную разметку. Часто на прямом участке Т-образного перекрестка бывает нанесена сплошная разделительная полоса или сделан островок безопасности.

В таком случае повернуть налево не удастся. Придется делать правый поворот и искать разрыв в сплошной для разворачивания.

Выезд по одностороннему пути

Схема проезда примерно соответствует неравнозначному Т-образному перекрестку. Если «наш» автомобиль движется по односторонней дороге и упирается в трассу с двусторонним направлением, то дальнейший маневр будет определяться разметкой и знаками.

Обычно задолго до въезда на Т-перекресток стоит знак, указывающий на выезд на трассу с двухсторонним движением. Кроме того, непосредственно перед зоной маневра должен быть установлен знак «уступите дорогу» и/или «Движение без остановки запрещено» (пп.2.4-2.5 ПДД).



Проезд T-образного перекрестка по главной дороге

Большая часть информации, необходимой для проезда перекрестков неравнозначных дорог в незнакомой обстановке, может быть получена еще до приближения к месту пересечения направлений. Первое, на что нужно обратить внимание, — это появление знака ограничение скорости. Понятно, что это связано с необходимостью предотвращения ДТП при возникновении пробки или затора на Т-образном перекрестке.

Второе — понять очередность движения поможет знак «Т-перекресток». Самым последним появится знак с обозначением схемы расположения главной и второстепенной дорог.

Важно! Последняя схема самая важная, так как направление прямого участка Т-перекрестка не всегда совпадает с главным направлением. В самом простом случае главная совпадает с прямым участком Т-перекрестка, можно продолжить следование по выбранному маршруту.

Но обычно главное направление сворачивает на боковой съезд. Если требуется ехать дальше по прямому участку Т-образного перекрестка, то есть фактически съехать с главной трассы на второстепенную. Сделать это можно, лишь пропустив машины со встречной полосы.

В классическом варианте Т-перекрестка тоже все ясно — если главная пошла по прямому участку перекрестка, то:

  • съезд на второстепенную дорогу, примыкающую справа, будет выполнен в обычном порядке, нужно лишь перестроиться вправо в крайний ряд;
  • поворот налево потребует пересечения встречной полосы.

Поэтому потребуется предварительно зайти в крайний левый ряд, встать на нейтралке, пропустить машины и завершить маневр с последующим перестроением в требуемую полосу.

Проезд T-образного перекрестка по главной дороге

Проезд T-образного перекрестка по второстепенной дороге

До выезда на пересечение наверняка будут стоять знаки, информирующие о расположении главной и второстепенной дорог, «STOP» или «Уступи дорогу». Или хотя бы один из них, наличие которого указывает на тот факт, что машина движется к Т-образному пересечению по второстепенной дороге.

Это важно, так как съезд с второстепенной подразумевает необходимость уступать тем, кто движется по главной. Проблема с проездом может возникнуть, только если одновременно два автомобиля, оба следующих по главной дороге навстречу друг другу, одновременно выполнят маневр съезда. Первый с главной на второстепенную, второй — наоборот.

Для ситуации, когда главная совпадает с прямым участком:

  1. Первая машина может повернуть направо на второстепенную, не дожидаясь окончания маневра других участников движения. Для проезда со съездом налево нужно пропустить все машины, следующие по встречной.
  2. Для второй машины, находящейся на второстепенной, выезд налево можно выполнить одновременно с первой машиной, поворачивающей направо, с главной на второстепенную.

Во всех остальных случаях придется ждать, пока все машины проследуют через Т-образный участок.

Количество Т-образных перекрестков всегда было гораздо больше, чем классических четырехсторонних. Если последние часто оборудованы знаками, указателями, разметкой и видеокамерами, то Т-перекрестки в лучшем случае только освещением с близлежащих дворов.

При подъезде к Т-образному участку нужно быть особенно внимательным

При подъезде к Т-образному участку нужно быть особенно внимательным. Место выезда (поворот) с примыкающей на прямую по статистике самый опасный участок, именно там происходит наибольшее количество ДТП.

В этом месте всегда собирается дорожная грязь, гравий, намытые дождем. В момент выполнения поворота всегда глохнут старые машины, малоопытные водители путают первую скорость с задней.

Зачастую патруль ГИБДД ставит свой автомобиль либо на срединной линии второстепенного участка, либо на прямом (в зоне частного сектора), напротив выезда с боковой. В сухую погоду это «почти» не влияет на движение, а в дождь или гололед может привести к возникновению аварийной ситуации.

Где, зачем и как устанавливается знак «Дорожные работы»?

Итоги

Проезд Т-образного перекрестка можно считать достаточно простым маневром, если соблюдать Правила дорожного движения и не пытаться доказать другим участникам дорожного движения свое преимущество. Проезжать место пересечения дорог нужно на малой скорости, так как, помимо транспорта, на проезжей части могут оказаться люди, и нужно будет успеть среагировать на ситуацию.

Расскажите о своем опыте проезда Т-перекрестков. В чем, по-вашему, основные трудности выполнения маневра? Напишите комментарий, поделитесь статьей в соцсетях и сохраните ее в закладки.

Источник: Правила проезда Т-образного перекрестка: разбор разных ситуаций

Источник

i-TC.ru
Left Menu Icon