«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность

Ну, правда, разве можно сохранить невозмутимое хладнокровие, совершенно внезапно обнаруживая пробку там, где, по мнению программы, ее нет? И, наоборот – на полном ходу пролетая до багряности красный участок дороги. А между тем такие чудесные метаморфозы происходят достаточно часто. Почему? Давайте разбираться вместе.

Действительно, вокруг «Яндекс.Навигатора», несмотря на его довольно юный и совсем не «легендарный» возраст, в среде автомобилистов и им сочувствующих сложилось уже немало мифов. Целые конспирологические теории выстраиваются на благодатной почве людских сомнений и недоверия. 

Мол, с недавних пор «Яндекс.Навигатор» уже не просто маршруты прокладывает, показывая наиболее быструю дорогу, а потоки разводит. И делает он это не в ярком порыве собственного альтруизма, а по чрезвычайно секретному поручению всесильной «руки Кремля» – Департамента транспорта столицы. Поэтому скорость/оптимальность перемещения по улицам конкретных пользователей приложения уже не важна. Главное – избежать всеобщего скопления автомобилей и образования крупных заторов. 

А еще говорят, что сервис окончательно оторвался от народа и ушел в высокоинтеллектуальные материи прогностических моделей. Что он больше не собирает данные с каждого из подключенных устройств (или собирает непостоянно, ибо их число уже превысило физические возможности технологических мощностей), а выстраивая собственные теории, проводит сложнейшие вычисления на основе полученного в прошлые периоды опыта, и таким образом формирует определенные маршрутные матрицы. То есть, грубо говоря, априори считает, что если в том или ином месте в это время вчера, неделю, две недели, месяц и т. д. назад была пробка, то она будет там и сейчас, и завтра, и кто его еще знает когда. 

При этом, исходя опять же из теории вероятности, декларирует свободный проезд даже там, где на самом деле уже по какой-либо причине столпились автомобили. Ну, а чтобы переломить или хотя бы чуточку изменить эти фундаментальные локальные сценарии нужно многократно опровергнуть прогноз электронного мозга, который все-таки идет на компромиссы и демонстрирует готовность к самообучению.  

Кроме того, часто винят в неразумности прокладываемых маршрутов и многочисленные дополнительные функции, усложняющие конфигурацию «Яндекс.Навигатора», отрывающие его от действительности. Камеры, ремонты, аварии и проч. даже если они не приводят к образованию пробок, однозначно трактуются сервисом как источник опасности. Поэтому он старается заранее направить автомобили в объезд, что в итоге приводит к образованию пробки в совершенно неожиданном месте.

Впрочем, эти умозаключения уже отчасти перекликаются с мифом о сверхсекретной миссии, возложенной Дептрансом на «Яндекс.Навигатор». Так же как и гипотеза о том, что «Яндекс.Навигатор» нарочно избегает небольших улиц, второстепенных дорог и т. д. специально направляя весь транспорт на крупные магистрали, где, само собой разумеется, в конечном итоге с пугающей регулярностью и происходят невиданные коллапсы. 

В общем, фантазия народных масс под влиянием продолжительного стояния в пробках разыгрывается на полную катушку. Что, собственно не удивительно – надо же себя чем-то занять во время этого малопродуктивного занятия. Мифотворчество в такой ситуации – не самый худший выход. Но и его муза, взвившись к наивысшему просветлению, молчит, не давая  однозначного ответа на сакраментальные вопросы бытия. Почему пути яндексовские настолько неисповедимы? Стоит ли больше полагаться на собственную интуицию, знание городских улиц и секретных лазеек? Что, в конце концов, происходит?

А происходит вот что. Наличие или отсутствие неких секретных протоколов  (в чем, будьте уверены, по собственной воле ни одна из сторон не признается) в глобальном смысле положения не меняет. Мы как прежде взаимодействовали, так и впредь будем взаимодействовать с конкретным продуктом, работающим по конкретным алгоритмам. Единственный радикальный выход – отказ от его использования и переход на другой продукт, который, к слову сказать, так же функционирует в соответствии с определенными логическими последовательностями. В этом контексте они абсолютно идентичны.

Но каким бы ни был наш выбор всегда нужно четко понимать, что сигнал GPS по своей природе совершенно нелинейный. Это на экране все очень красиво выглядит – мы едем, и стрелка плавно движется по улице в направлении движения. В реальности же за этой плавностью стоит очень мощная вычислительная работа, поскольку наши координаты в пространстве меняются не последовательно, а чрезвычайно, скажем так, дискретно. И разброс может доходить до нескольких десятков метров в любом из направлений. Хоть вперед, хоть в бок, хоть по диагонали. Да просто потому, что спутники вращаются, земля вращается, скорость передачи сигнала нестабильна, производительность мобильных устройств, так же как и скорость обмена данными неодинакова и т. д. – факторов множество и их влияние очень дифференцировано. 

Но оно, несомненно, есть, что приводит и к хорошо знакомым всем нам «глюкам», когда стрелочка внезапно перемещается в далекие полынные зоны, даже если мы находимся в самом центре Первопрестольной. И к различию в построении маршрутов на двух находящихся рядом мобильных устройствах. И прочим «недоразумениям» сугубо технологического порядка. Поэтому не важно, каким именно навигатором вы пользуетесь – картина идентична для абсолютно всех приложения подобного рода.

Так же как и эффект «создания пробки». Поскольку современные технологии еще не позволяют формировать индивидуальный маршрут для каждого пользователя, а пользователей стало довольно много, используя единый алгоритм система в какой-то момент может начать загонять их на один и тот же объезд пробки что приведет к образованию затора уже там. И с этим пока ничего поделать нельзя – законы больших чисел и все прочие кибернетические радости еще не настолько ловко нами объезжены. 

Впрочем, есть и сугубо «Яндексовские» фишки. Например, не так давно при построении маршрута сервис начал отталкиваться не только от актуальной дорожной ситуации, но и от выявленных интересов пользователя. Консолидируя все имеющуюся о нем информацию, полученную из разных источников, включая поисковые запросы в приложении, в браузере и т. д. он старается проложить путь вблизи точек  отвечающих этим интересам (естественно, партнерских организаций «Яндекса», отмеченных на карте). 

Другими словами, если в последнее время вы проявляли настойчивое любопытство в отношении каких-либо автокомпонентов, ваша дорога непременно пройдет рядом с СТО и/или магазинами автозапчастей. А если потом перекинулись на мясомолочные изделия, то и всевозможных гастрономий вам не избежать. Вероятно, вместе с бакалеями. Ну, и т. д. – логика в целом понятна.

Можно ли каким-либо образом отказаться от такого назойливого «сервиса»? Можно. Надо просто выйти из аккаунта. Да, вы лишитесь некоторых преференций, но маршрут будет проложен максимально независимо от индивидуальных факторов.

Ну а в целом, тотальная рекомендация – все-таки не полагаться безотчетно на «Яндекс.Навигатор» и ему подобные сервисы. Обидных сбоев не избежать даже самой совершенной и интеллектуальной информационной системе. Собственные навыки, знания, опыт всегда были и останутся верным подспорьем в коммуникации с компьютеризированными приложениями.

Текст: Михаил Калинин

Сообщение «Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность появились сначала на Автомобильное издание Клаксон.