Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность

«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность

Ну, правда, разве можно сохранить невозмутимое хладнокровие, совершенно внезапно обнаруживая пробку там, где, по мнению программы, ее нет? И, наоборот – на полном ходу пролетая до багряности красный участок дороги. А между тем такие чудесные метаморфозы происходят достаточно часто. Почему? Давайте разбираться вместе.

Действительно, вокруг «Яндекс.Навигатора», несмотря на его довольно юный и совсем не «легендарный» возраст, в среде автомобилистов и им сочувствующих сложилось уже немало мифов. Целые конспирологические теории выстраиваются на благодатной почве людских сомнений и недоверия. 

Мол, с недавних пор «Яндекс.Навигатор» уже не просто маршруты прокладывает, показывая наиболее быструю дорогу, а потоки разводит. И делает он это не в ярком порыве собственного альтруизма, а по чрезвычайно секретному поручению всесильной «руки Кремля» – Департамента транспорта столицы. Поэтому скорость/оптимальность перемещения по улицам конкретных пользователей приложения уже не важна. Главное – избежать всеобщего скопления автомобилей и образования крупных заторов. 

«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность
«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность

А еще говорят, что сервис окончательно оторвался от народа и ушел в высокоинтеллектуальные материи прогностических моделей. Что он больше не собирает данные с каждого из подключенных устройств (или собирает непостоянно, ибо их число уже превысило физические возможности технологических мощностей), а выстраивая собственные теории, проводит сложнейшие вычисления на основе полученного в прошлые периоды опыта, и таким образом формирует определенные маршрутные матрицы. То есть, грубо говоря, априори считает, что если в том или ином месте в это время вчера, неделю, две недели, месяц и т. д. назад была пробка, то она будет там и сейчас, и завтра, и кто его еще знает когда. 

При этом, исходя опять же из теории вероятности, декларирует свободный проезд даже там, где на самом деле уже по какой-либо причине столпились автомобили. Ну, а чтобы переломить или хотя бы чуточку изменить эти фундаментальные локальные сценарии нужно многократно опровергнуть прогноз электронного мозга, который все-таки идет на компромиссы и демонстрирует готовность к самообучению.  

«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность
«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность

Кроме того, часто винят в неразумности прокладываемых маршрутов и многочисленные дополнительные функции, усложняющие конфигурацию «Яндекс.Навигатора», отрывающие его от действительности. Камеры, ремонты, аварии и проч. даже если они не приводят к образованию пробок, однозначно трактуются сервисом как источник опасности. Поэтому он старается заранее направить автомобили в объезд, что в итоге приводит к образованию пробки в совершенно неожиданном месте.

Впрочем, эти умозаключения уже отчасти перекликаются с мифом о сверхсекретной миссии, возложенной Дептрансом на «Яндекс.Навигатор». Так же как и гипотеза о том, что «Яндекс.Навигатор» нарочно избегает небольших улиц, второстепенных дорог и т. д. специально направляя весь транспорт на крупные магистрали, где, само собой разумеется, в конечном итоге с пугающей регулярностью и происходят невиданные коллапсы. 

В общем, фантазия народных масс под влиянием продолжительного стояния в пробках разыгрывается на полную катушку. Что, собственно не удивительно – надо же себя чем-то занять во время этого малопродуктивного занятия. Мифотворчество в такой ситуации – не самый худший выход. Но и его муза, взвившись к наивысшему просветлению, молчит, не давая  однозначного ответа на сакраментальные вопросы бытия. Почему пути яндексовские настолько неисповедимы? Стоит ли больше полагаться на собственную интуицию, знание городских улиц и секретных лазеек? Что, в конце концов, происходит?

А происходит вот что. Наличие или отсутствие неких секретных протоколов  (в чем, будьте уверены, по собственной воле ни одна из сторон не признается) в глобальном смысле положения не меняет. Мы как прежде взаимодействовали, так и впредь будем взаимодействовать с конкретным продуктом, работающим по конкретным алгоритмам. Единственный радикальный выход – отказ от его использования и переход на другой продукт, который, к слову сказать, так же функционирует в соответствии с определенными логическими последовательностями. В этом контексте они абсолютно идентичны.

«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность
«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность

Но каким бы ни был наш выбор всегда нужно четко понимать, что сигнал GPS по своей природе совершенно нелинейный. Это на экране все очень красиво выглядит – мы едем, и стрелка плавно движется по улице в направлении движения. В реальности же за этой плавностью стоит очень мощная вычислительная работа, поскольку наши координаты в пространстве меняются не последовательно, а чрезвычайно, скажем так, дискретно. И разброс может доходить до нескольких десятков метров в любом из направлений. Хоть вперед, хоть в бок, хоть по диагонали. Да просто потому, что спутники вращаются, земля вращается, скорость передачи сигнала нестабильна, производительность мобильных устройств, так же как и скорость обмена данными неодинакова и т. д. – факторов множество и их влияние очень дифференцировано. 

Но оно, несомненно, есть, что приводит и к хорошо знакомым всем нам «глюкам», когда стрелочка внезапно перемещается в далекие полынные зоны, даже если мы находимся в самом центре Первопрестольной. И к различию в построении маршрутов на двух находящихся рядом мобильных устройствах. И прочим «недоразумениям» сугубо технологического порядка. Поэтому не важно, каким именно навигатором вы пользуетесь – картина идентична для абсолютно всех приложения подобного рода.

Так же как и эффект «создания пробки». Поскольку современные технологии еще не позволяют формировать индивидуальный маршрут для каждого пользователя, а пользователей стало довольно много, используя единый алгоритм система в какой-то момент может начать загонять их на один и тот же объезд пробки что приведет к образованию затора уже там. И с этим пока ничего поделать нельзя – законы больших чисел и все прочие кибернетические радости еще не настолько ловко нами объезжены. 

Впрочем, есть и сугубо «Яндексовские» фишки. Например, не так давно при построении маршрута сервис начал отталкиваться не только от актуальной дорожной ситуации, но и от выявленных интересов пользователя. Консолидируя все имеющуюся о нем информацию, полученную из разных источников, включая поисковые запросы в приложении, в браузере и т. д. он старается проложить путь вблизи точек  отвечающих этим интересам (естественно, партнерских организаций «Яндекса», отмеченных на карте). 

«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность
«Яндекс.Навигатор»: мифы и реальность

Другими словами, если в последнее время вы проявляли настойчивое любопытство в отношении каких-либо автокомпонентов, ваша дорога непременно пройдет рядом с СТО и/или магазинами автозапчастей. А если потом перекинулись на мясомолочные изделия, то и всевозможных гастрономий вам не избежать. Вероятно, вместе с бакалеями. Ну, и т. д. – логика в целом понятна.

Можно ли каким-либо образом отказаться от такого назойливого «сервиса»? Можно. Надо просто выйти из аккаунта. Да, вы лишитесь некоторых преференций, но маршрут будет проложен максимально независимо от индивидуальных факторов.

Ну а в целом, тотальная рекомендация – все-таки не полагаться безотчетно на «Яндекс.Навигатор» и ему подобные сервисы. Обидных сбоев не избежать даже самой совершенной и интеллектуальной информационной системе. Собственные навыки, знания, опыт всегда были и останутся верным подспорьем в коммуникации с компьютеризированными приложениями.

Текст: Михаил Калинин

i-TC.ru
Left Menu Icon