Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки

Напомню вам об одной зимней дате, отметить которую должен каждый «конькобежец». 16 января отмечается как профессиональный праздник ледоваров. Людей, которые со льдом на «ты». Дата выбрана в знак уважения инженерному таланту Френка Замбони, создателя ледового комбайна, ресурфейсера. Он первым в 1949 году догадался поставить холодильное оборудование на компактное полноприводное шасси, чтобы использовать получившийся агрегат для ухода за ледовой поверхностью.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 08_nik3626.jpg
Принцип разгрузки срезанного льда у всех ресурфейсеров практически одинаков.

Работают все нынешние ресурфейсеры по принципу, заложенному стариной Френком: вначале машина ножом срезает поверхностный слой льда, обычно от 3 до 5 мм. Некоторые импортные модели режут до 8 мм. Остатки ледяной стружки и снега собираются в специальный бак, под которым находятся две емкости с водой: из одного бака комбайн моет лед после срезания верхней массы, а из другого горячая вода подается для заливки нового слоя. Излишки воды убираются специальным полотенцем, которое размещено в задней части машины. Для уличных катков в этом узле используют специальную широкую резиновую ленту. В итоге новый слой льда быстро соединяется со старым, формируя единую поверхность. При всей кажущейся простоте процесса заливки льда важно следить за технологией. Высокотемпературный, так называемый теплый лед, может оказаться мягким, а сильно перемороженный станет излишне жестким. Это справедливо как для открытых катков, так и для закрытых площадок с искусственным льдом.

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
Zamboni-526. Одна из популярных моделей ресурфейсеров, на которую ориентируются наши конструкторы.

Ледовое «побоище»

Не стоит думать, что такие аппараты — прерогатива исключительно иностранных фирм. В череде всемирно известных производителей — Zamboni, Olympia, WM или IceBear — советско-российские модели тоже были и есть. Как выглядит продукт импортозамещения? Машины для ухода за ледовыми катками, они раньше считались в нашей стране исключительно сезонным развлечением, вначале строились на базе полноприводных грузовиков из Горького. Первыми свое плечо подставили ГАЗ-63 и ГАЗ-66, а позднее ГАЗ-3308. Компоновка была простой: впереди отвал для снега, сзади механизмы для ухода за льдом. Самая известная модель — ЛУ-5‑66 производства Свердловского завода коммунального машиностроения.

Нынешним продолжателем дела спецмашин для открытых катков стал пензенский завод «Автомедтехника». Он предлагает две модели ледовых комбайнов, ЛК-01 и ЛК-02. Максимальная ширина срезаемого слоя у ЛК-01 составляет 2,4 метра. Помимо устройства для срезания льда в нем есть бак для воды объемом 4 м3 и другое оборудование. В качестве опции можно установить в бак тэн для подогрева воды. Надстройка базируется на шасси «Садко Next». ЛК-02 более компактная модель, она размещена на базе УАЗ-3303. Машина отличается от своей крупной сестры наличием гидрообъемного рулевого управления с дополнительными режимами маневрирования, такими как подруливание и крабовый ход. Ширина срезаемого слоя — 2 м, объем бака для воды — 850 л. Каша изо льда и снега собирается в бункер объемом 3 м3. Обе версии пензенских комбайнов строят на полноприводном отечественном шасси. Приводы навесного оборудования гидравлические, что позволяет использовать такую технику круглый год, а не только зимой.

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
ЛК-01, пензенский завод «Автомедтехника». Ледовый комбайн на шасси «Газон Next».

Замечу, что шасси УАЗ-3303 не впервые попадает в поле зрения надстройщиков такой спецтехники. Многим хорошо известна ледоуборочная машина МКМ-1904‑02 «Умка» производства Липецкого завода малых коммунальных машин. Если ранее на предприятии использовали уазовское шасси целиком, включая аутентичную кабину «головастика», то в 2019 году на выставке «Импортозамещение» показали версию МКМ-1904‑03. Машина с колесной формулой 4х4 «Умка» следующего поколения оснащена кабиной от китайского Nissan Cabstar. Силовой агрегат на выбор: либо бензиновый ЗМЗ-409, либо дизельный Hyundai D4BH. Правда, в этом случае придется ставить корейскую 5‑ступенчатую «механику» K-305 с раздаткой R-100, а это заметно удорожает машину. Разгрузка бункера у нее, кстати, задняя.

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
МКМ-1904‑03 «Умка» с гидрообъемным рулевым управлением.

Впрочем, не все предлагают столь мудреную систему с гидрообъемным рулевым управлением на обе оси. Пример — многофункциональная машина для обслуживания открытых и закрытых катков «Компак-2020» производства компании «Камский берег — Станкострой». Ресурфейсер из Ижевска тоже сделан на базе УАЗ-3303, но есть отличия.

Если у вышеупомянутого пензенского ЛК-02 присутствует гидрообъемное рулевое управление, благодаря чему радиус разворота составляет 3 м, то у ижевской такого нет, она менее маневренная, с радиусом разворота 5 м. Зато бак для воды объемом 750 л у «Компак-2020» выполнен из пластика. Ширина срезаемого слоя — 1956 мм, объем бака для сборки льда — 2,8 м3. Он, к слову, разгружается как сельхозсамосвал, вбок. Все остальные узлы и агрегаты для «борьбы» со льдом тоже отечественного производства.

Несколько особняком стоят модели, которые выполняют все те же самые операции, но обладают более компактными размерами и работают только в связке с тягачом. В качестве примера — ледозаливочная машина Belarus МЛ-428. По ее названию понятно, что навесной агрегат идет в сцепке с трактором Belarus 920.3. Ширина срезаемого слоя — 2,2 м, объем бака для воды составляет 400 л. Надо заметить, что аналогичное решение первым предложила американо-канадская Zamboni. Ее модель Zamboni 200 по ширине захвата обработки льда почти аналогична минской, 1955 мм, а объем бака для воды чуть больше, 424 л.

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
Ледозаливочная машина Belarus МЛ-428 работает в связке с трактором Belarus 920.3.
Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
Zamboni-200 — еще один вариант для творческого переосмысления.

Несколько позднее ресурфейсеры стали проектировать на своем собственном шасси, однако каноническую форму такой машины разработал все тот же Френк Замбони в 60‑х годах прошлого века. Двигатель, гидростатический насос и мотор аксиально-поршневого типа, полное гидродинамическое торможение и бак для сбора срезанного льда впереди, главные рабочие инструменты комбайна с распределительной рампой находятся за задней осью. Даже оператор машины у всех производителей сидит над задним левым колесом. Единственное новшество в том, что за это время добавились новые типы двигателей. Помимо традиционного бензинового есть ледовые комбайны с газовыми и электромоторами, что косвенно говорит о применении таких комбайнов преимущественно на закрытых площадках.

Ход коньком

В сентябре 2019 года нижегородский завод «Форвард» вместе с СТК «Арианда» показали свой первый ледовый комбайн с кузовом из композитных материалов, «Форвард-МАКС». Ресурфейсер оснащен мотором ЗМЗ-409 в связке с полноприводной гидромеханической трансмиссией. Работа ее приводов осуществляется посредством распределителя, который является собственной разработкой компании. Бункер для ледовой крошки — 2,85 м3, объем бака для заливки нового льда — 900 л. Это показатели уровня таких популярных зарубежных комбайнов, как Zamboni 525 или Olympia Millenium H. Производитель, прекрасно понимая, что такие модели в стране достаточно широко представлены, предусмотрел использование на своей машине ножей, подходящих от комбайнов одноклассников-иностранцев.

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
«Форвард-МАКС»: бункер для ледовой крошки — 2,85 м3, объем бака для заливки нового льда — 900 л.

Чуть позже, в 2020 году, на другом конце страны барнаульская компания «Арена» продемонстрировала свой вариант ресурфейсера — ICE-D. Модель собирают на базе завода «Сибэнергомаш». За основу тоже взята «замбониевская» классика с поправкой на отечественную агрегатную базу. Двигатель на алтайском ледовом комбайне битопливный, от «Газели». Мосты и раздаточная коробка — уазовские. Самые главные параметры практически на уровне именитых аналогов: ширина срезаемого слоя — 2,1 м, бак для воды — 800 л, объем бункера для сборки льда — 2,8 м3.

Если «Форвард», о котором я упоминал, еще только подумывает об электрической версии своего ресурфейсера, то их коллеги из Белоруссии в 2020 году продемонстрировали на площадке Дворца спорта в Минске ледовый комбайн на электротяге Belarus КЛ-418. Батарея емкостью 60 кВт·ч обеспечивает электромотор мощностью 15,6 л. с. энергией для 10 полных циклов уборки льда. Внешне машина выглядит весьма современно, хотя тракторные корни чувствуются — сиденье оператора подрессорено (впрочем, удивляться нечему, так как еще в 2009 году завод показал ресурфейсер Belarus КЛ-408).

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
Ледовый комбайн на электротяге из Минска Belarus КЛ-418.

Ширина срезаемого льда у модели с нулевым углеродным следом — 2 м, объем бака для воды — 700 л, бункер под «кашу» — 3 м3. Если сравнивать белорусский комбайн с аналогичными иностранными, то ближайшим по ТТХ будет электрический Zamboni 450: объем снежного бака у него 3,1 м3, резервуар для воды — 627 л. Недотягивает Belarus КЛ-418, пожалуй, по главному критерию — мощности. У «фирмача» она эквивалентна 29 л. с.

Получается, что дело мистера Замбони в нашей стране хоть и с опозданием, но развивается, хотя вал новинок ледовых комбайнов пришелся только на последние пару лет. Однако 16 января предлагаю читателям поднять бокал с парой-тройкой кубиков льда. Какой напиток в нем будет, это в зависимости от вашего возраста. Вспомним добрым словом Френка и поздравим его нынешних коллег. А потом все на каток.

i-TC.ru
Left Menu Icon