Механические и автоматические коробки передач – всем известные механизмы, о которых написано немало. Сегодня производители автомобилей стали предлагать модели, в которых КПП заменяют вариаторами. Что это за узел, почему он так назван, принцип его работы и отличия вариатора от автомата – вопросы, которые многих волнуют.
Техническая часть автомата, его плюсы и минусы
Чтобы сравнить оба узла, необходимо разобраться в каждом, определить их конструктивные особенности, принцип работы, положительные и отрицательные стороны. Начать надо с автоматической коробки передач (АКПП), в основе конструкции которой лежит старый агрегат, называемый гидромуфтой. Его изобрели еще 1903 году и использовали в морских судах. Это была передаточная система, которая связывала мотор корабля с его винтом. Во всех АКПП автомобилей такой механизм используется до сих пор.
Автомат состоит из редуктора и гидротрансформатора, сокращенно – ГДТ. Функция последнего – плавно переключить передачу. Обе части между собой соединены системой шестеренок.
Принцип работы автомата:
- гидротрансформатор под действием масла, проходящего под давлением, передает крутящий момент;
- с мотором он соединяется с помощью дисков, в конструкции которых присутствуют фрикционы;
- муфты ответственны за непосредственное переключение передач.
В автомате также присутствуют насос высокого давления и гидроблок, распределяющий масла.
Автоматическая коробка передач – механизм надежный. Выходит из строя он в основном только по вине владельца авто (не вовремя проводит техобслуживание).
Чтобы продлить срок эксплуатации автомата, необходимо:
- при замене масла менять и фильтр;
- промывать поддон от грязи;
- промывать масляный радиатор, который охлаждает масло внутри коробки передач;
- очищать магниты.
Особое внимание автомобилям, бывших в эксплуатации. При их покупке надо масло проверить в обязательном порядке. При необходимости его заменить.
Преимущества и недостатки автомата
Автоматическая коробка в автомобилях используется давно. Она хорошо изучена мастерами, которые не раз ее ремонтировали. Запасные части к ней – тоже не проблема. Сам по себе ремонт недорогой по сравнению с вариатором. Но есть у автомата и другие не менее важные плюсы.
Но недостатки не самые серьезные. И они все перекрываются высокой надежностью и прочностью автомата.
Техническая часть вариатора, его плюсы и минусы
Вариатор – это бесступенчатая трансмиссия. В его задачу не входит переключать скорости. Конструктивно это два шкива, соединенных между собой ремнем. Такая конструкция позволяет изменять крутящий момент в определенном диапазоне регулировки. Это отличает ее от механики и автоматики.
Получается, что не происходит разрыва мощности в процессе переключения скоростей. Автомобиль движется плавно, без рывков. Изменение расположения ремня приводит к изменениям величины скорости движения авто.
В этой конструкции коробки передач устанавливается гидротрансформатор. Сегодня это самый надежный вариант соединения коробки с мотором.
Хотя компании-производители предлагают и другие системы:
- центробежные;
- электромагнитные;
- многодисковые мокрого типа.
Как и у автомата, у вариатора тоже есть мозговой блок, который руководит всеми элементами коробки передач.
В его функции входит:
- изменять соотношение между шкивами в соответствии с режимами работы мотора;
- управлять сцеплением;
- обеспечивать работоспособность редуктора, он планетарного типа, и реверса.
Что касается управления автомобилем, в котором установлен вариатор, то разницы с авто, где стоит автомат, практически никакой. Водитель выбирает первоначальный режим движения, после чего коробка передач сама все регулирует без участия человека.
Производители предлагают две модели вариаторов.
Они отличаются друг от друга передачей крутящего момента от шкива к шкиву:
- Клиноременная передача.
- Тироидная.
Первый вариант в автомобилях встречается чаще. Раньше использовался ремень из армированной резины. Сегодня это конструкция из стали. Большой плюс этого варианта передачи скоростей в том, что двигатель постоянно работает на одних и тех же оборотах независимо от того, снижается ли скорость движения автомобиля или повышается. Поэтому износ деталей мотора уменьшается, увеличивается срок его службы, снижается расход топлива.
Второй вариант вариатора – это два диска, расположенные на одной оси и имеющие в сечении равнобедренный треугольник. Между ними находятся ролики, которые плотно прижаты к дискам. Сила трения между элементами создает условия передачи крутящего момента. Вариатор этого типа устанавливается на автомобили с задним мощным приводом.
Что не рекомендуется делать во время вождения авто с вариатором:
- буксовать;
- резко стартовать;
- буксировку проводить надо чисто;
- ездить по бездорожью можно, но без фанатизма.
Рекомендации по увеличению срока эксплуатации вариатора:
- своевременно менять масло;
- через каждые 100 000 – 150 000 км менять ремень;
- через каждые 80 000 км проводить техобслуживание: чистить гидроблок, проверять электронику.
Если водитель автомобиля любит ездить на высоких скоростях и при этом ощущать динамичность движения, выжимая из авто максимум возможного, то вариатор для него. АКПП (автомат) – вариант спокойный, неприхотливый и нетребовательный в сравнении. При этом уступает в динамике. Плюс – у авто с АКПП больший расход топлива.
Вариатор или автомат. Что лучше, что надежнее: видео.
Если у вас возникли вопросы по теме статьи, то наши специалисты готовы на них ответить. Может быть, кто-то поделится своим опытом вождения машины с разными коробками передач. Это было бы интересно и поучительно для многих, перед кем стоит вопрос выбора.
Сохраните статью в закладках и поделитесь ею в социальных сетях.