Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки

Прокурор в предварительном следствии

Современная реформа органов прокуратуры сделала актуальным вопрос о соотношении функций прокурора, которые реализуются посредством его полномочий в ходе предварительного следствия и «выступают в роли нормативной и материальной основы»1 для возникновения и развития его правоотношений с иными участниками уголовного судопроизводства,

Разделяя точку зрения А.А. Тушева, согласно которой «наличие функций прокурора является одним из системообразующих факторов системы полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве.,, с помощью системы ПОЛНОМОЧИЙ прокурор осуществляет возложенные на него функции в уголовном судопроизводстве, то есть система полномочий выполняет обслуживающую роль по отношению к системе функций прокурора»2, отметим, что исследование вопроса соотношения функций прокурора в предварительном следствии является определяющим и носит основополагающий характер для выработки выверенной системы полномочий прокурора.

Особый интерес к данному вопросу обусловлен и тем, что, изменив в июне 2007 г., декабре 2008 г. и 2010 г. объем полномочий прокурора в предварительном следствии, законодатель» тем не менее» функции прокурора и их соотношение не конкретизировал В этой связи интересно отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона о прокуратуре РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее по тексту – «Закон «О прокуратуре РФ») в качестве основной функции выделяется надзор органов прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Приоритетный характер данной функции подтверждается формулировкой, содержащейся в этой же статье: «…прокуратура выполняет и иные функции, установленные федеральными законами», Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Таким образом, функция уголовного преследования указана в качестве первоочередной, а надзорная – обозначена как дополнительная, о чем свидетельствует формулировка ш также надзор за…».

Как верно отмечает С.А. Осипян, «УПК РФ, устанавливая положения о прокуроре как должностном лице, уполномоченном в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, концептуально корректирует сущностные характеристики прокуратуры как конституционно-правового института»1.

Учитывая множественность подходов к определению функций про кур ату ры и выделению их видов, принимая во внимание, что углубленное исследование данного вопроса не входит в предмет диссертационного исследования считаем целесообразным лаконично выразить свое отношение к видам функций прокуратуры.

Исследование показало, что в юридической литературе в качестве традиционных выделяются такие функции прокуратуры, как надзор за исполнением законов, уголовное преследование координация деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности, ранее также выделялась функция судебного надзора. В качестве вспомогательной функции прокуратуры некоторые авторы выделяют функцию поддержания государственною обвинения в суде , С.А. Осипян при этом отмечает, что данная функция не может быть отождествлена с функцией уголовного преследования.

По нашему убеждению, участие прокурора в качестве государственного обвинителя в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел и есть непосредственная реализация функции уголовного преследования. Профессор ГН. Королев также отмечает, что для выделения поддержания обвинения в качестве самостоятельной, «базовой» функции прокуратуры нет ни теоретических, ни правовых оснований и перевод на азербайджанский сделал некачественно.

Касательно уголовного судопроизводства отметим, что в рамках уголовного судопроизводства непосредственная реализация правозащитной функции носит ограниченный характер, так как обеспечивается лишь несколькими полномочиями прокурора (например, реализация полномочий в соответствии со ст. 11 УПК РФ, рассмотрение жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ). Вместе с тем, о каждом из полномочий, которыми обладает прокурор и уголовном судопроизводстве, можно сказать как о полномочии, содержащем правозащитную «составляющую».

В этой связи обратим внимание на точку зрения А.В. Урываева, который вводит такую правовую категорию, как «правозащитное содержание», указывая на то, что оно присутствует во всех формах (отраслях) прокурорской деятельности, в том числе, в такой форме как надзор за предварительным следствием и дознанием1. Соглашаясь с изложенным мнением, считаем, что большинство полномочий, которыми обладает прокурор в предварительном следствии, обеспечивают осуществление надзорной функции, при этом имеет правозащитное содержание, так как направлены на обеспечение прав и свобод, законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений, интересов общества и государства. Это свидетельствует о том, что надзорная функция в полной мере отвечает правозащитному, по своей сути, назначению уголовного судопроизводства — защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защите личности от незаконного и необоснованного обвинения осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК). Поэтому правозащитную деятельность прокурора следует рассматривать не как самостоятельную функцию, а как одну из задач деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве.

i-TC.ru
Left Menu Icon